Андрей Смирнов
Время чтения: ~23 мин.
Просмотров: 1

Обыкновенный василиск или общий василиск (basiliscus basiliscus lat .) — стоковое изображение

Где же упоминается это существо Василиск?

  • Например, в Библии. Там Василиск выступает в качестве ядовитого ужа, змеи. Верующие предполагали, что Василиск – творение самого дьявола.
  • Также из Средневековых источников мы узнаем, что его считали реально существующим. Легенда о Василиске, пришедшая со Средневековья, гласит следующее. Василиск – это животное, вылупившееся из яйца (яйцо, кстати, снесено черным петухом), которое высиживала жаба. По другой версии, яйцо принадлежало змее. А жаба, которая решила высидеть его, стала «свидетелем » того, как из яйца вылупился змей Василиск. Разными версиями, наверное, можно объяснить и изображения Василиска, отличающиеся друг от друга.
  • Еще в первом веке нашей эры в Риме говорили об этом страшном животном. Оно, якобы, может убить с помощью своего яда, взгляда, дыхания. Даже скала могла разрушиться под его напором. Кроме того, все живое он может обратить в камень.
  • Интересно, что на гербе Москвы есть змей, который очень напоминает Василиска.
  • В литературе это существо также нашло отражение. Например, в книгах про Гарри Поттера, в произведении «Василиск: Царь змей» и других.
  • Невероятно, но у древних славян также ходили легенды о Василиске. В основном, представления их сводились к дьявольской природе этого животного.

Образ жизни и смерть Василиска

Существует поверье, что Василиск умрет, если увидит в зеркале свое собственное отражение, а точнее свой губительный взгляд. Живет он в пещерах, а питается камнями. Но Василиск выходит из своего жилища только ночью, так как петушиный крик он не переносит.

У одного древнеримского писателя описан эпизод, как воин вонзил в Василиска копье, но погиб от яда, пропитавшего его оружие. Вот такая ядовитая кровь Василиска! Однако кровь эта, если верить магии, приносит удачу и счастье, спасает от зла.

Интересно, что легенды о Василиске были распространены по большей части в Европе (Греция, Римская империя) и в Египте. Воины чрезвычайно опасались встречи с этим существом. Они носили с собой зеркало или петуха, чтобы нейтрализовать чудовище. Еще они могли носить в качестве защиты ласку – зверька, который не боялся чудовища Василиска и мог вступить с ним в борьбу.

Василиск был настолько популярен, что этим словом стали обозначать и явления обыденной жизни. Например, злого человека, предателя. Василиск – то же, что стражник каких-либо ценностей, государственная власть.

Тайна Василиска тревожит ученых до сих пор. Существовал ли он на самом деле? Или это вымышленный персонаж? А может было подобное животное- некий переходный вид в результате эволюции?

Василиск в Библии

В Библии слово «василиск» впервые появляется в переводе Ветхого Завета с иврита на древнегреческий язык (Септуагинта, III—I века до н. э.) и латынь (Вульгата, IV—V века). Также употребляется в русском Синодальном переводе (XIX век).

В еврейском тексте, Танахе, прямого аналога слова «василиск» нет. В частности, в 91 псалме Танаха (соответствует 90-му псалму греческого и русского текста Псалтири) место этого слова занимает др.-евр. «פתן» («лев, львёнок»), а в Книге пророка Исаии Танаха — др.-евр. «אפעה».

Кроме того, «василиск» из Синодального перевода Второзакония соответствует еврейскому слову сараф («жгучий»), которое может обозначать ядовитых змей; а в Книге пророка Иеремии ему соответствует еврейское слово цефа, или цифони, обозначающее ядовитую змею — восточную гадюку (Vipera xanthina).

Септуагинта

Слово «василиск» (др.-греч. «βᾰσῐλίσκος») в греческом тексте Ветхого Завета, Септуагинте, упоминается дважды — в 90-м псалме (Пс. ) и в Книге пророка Исаии (Ис. , в стиха).

Кирилл Александрийский, объясняя место из Книги пророка Исаии, указал, что василиск — это детёныш аспида: «Но они ошиблись в расчёте, и им пришлось испытать то же, чему по великому неразумию подвергаются те, которые разбивают яйца аспидов; потому что, разбивши их, ничего другого в них не находят, кроме василиска. А этот зародыш змия очень опасен, и притом это яйцо — негодное».

Такая трактовка противоречит тому, что в Ис.  говорится будто плодами аспида являются «летучие драконы». Однако источники различают мифических летучих змей, в которых тогда верили, и василисков.

В греко-русском словаре Дворецкого ἀσπίς, ἀσπίδος (аспид) обозначают змею видов Coluber aspis, Coluber haye или Naia haye.

Западноевропейские переводы

Латинский текст Библии, Вульгата, содержит слово «basiliscum» (оно присутствует в 90 псалме), форму винительного падежа для лат. «basiliscus». (Последнее происходит от др.-греч. «βασιλίσκος».)

Русскому слову «василиск» соответствуют английские cockatrice и basilisk, и в английской Библии короля Иакова первое из них упоминается четырежды: трижды в Книге пророка Исайи (Ис. , Ис. , Ис.  — в Синодальном переводе слово «василиск» не присутствует) и один раз в Книге пророка Иеремии (в том же месте, что и его русский аналог в Синодальном переводе).

Синодальный перевод

В Синодальном переводе василиск упоминается трижды.

Из описания во Второзаконии можно заключить, что василиски входят в число опасных обитателей пустыни, от которых Бог избавил еврейский народ во время его скитаний (Втор. ), Иеремия же пишет о василисках, перечисляя грядущие кары Божии (Иер. ). Наконец, это существо упоминается в 90-м псалме:
«на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс. ), — здесь василиск фигурирует в числе грозных опасностей, от которых Господь обещает хранить праведника.

Толкование в библеистике

Малоазиатская гадюка (Vipera xanthina)

В Библии слово «василиск», и его синоним «ехидна», обозначало любых ядовитых змей. Хотя точное отождествление затруднено, предполагаются змеи семейства аспидов, включая кобр, и семейства гадюк.

При этом два стиха Библии (Пс. , Ис. ) разделяют аспидов и василисков. Аммиана Марцеллина, живший в IV веке, тоже разделял аспидов, ехидн, василисков, и других змей.

В «Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона» указаны некоторые варианты отождествления василиска с теми или иными видами змей, но точное решение вопроса признано затруднительным.

В «Толковой Библии» под редакцией А. П. Лопухина библейского василиска отождествляют с индийской очковой змеёй.

В толковании раннехристианского святого и богослова Иоанна Кассиана василиск служит образом бесов и дьявола, а яд василиска — образом зависти.

Аспид — легенда

Змей, проживавший в Черных горах, решил выйти из пещеры, в которой пребывал долгие годы. Он взлетел высоко-высоко и похитил у Дажьбога трех прекрасных девушек. Но пропажа красавиц была быстро обнаружена, и сам Дажьбог бросился догонять чудище и выручать их. Разразилась большая и серьезная битва, по итогам которой прекрасных дев получилось вызволить из плена змея. Тогда змей придумал новый коварный план и украл три земные царевны, и чтобы никто и никогда не смог прийти к ним на помощь, спрятал красавиц в Царстве Кощея.

Могучие богатыри бросились выручать царевен из плена и уже почти добрались до них, но одержать победу над Аспидом так и не смогли. Но получилось у богатырей выгнать змея из подземелья, на земную поверхность, где поджидали его могучие воины. Им удалось обезглавить змея и сжечь его. Обратился прах его в могучую гору. С тех пор Аспид, крылатый змей, больше не тревожил людей.

Образ василиска в культуре

Василиск (наряду с аспидом, львом и драконом — на основании 90-го псалма) входит в число зооморфных изображений бесов или дьявола, принятых в христианском искусстве.

На стадии становления христианской иконографии периода IV — начала IX веков византийские мастера прибегали к условному языку символов. Христос над аспидом и василиском изображался на щитках византийских лампад.

«Христос-победитель, попирающий аспида и василиска» — один из редких вариантов иконографии Иисуса Христа. Среди известных образцов можно назвать рельеф IX века на слоновой кости из Оксфордской библиотеки. Аналогичная композиция изображёна в конхе южной апсиды собора Сан Джусто в Триесте. В левой руке Христос держит раскрытую книгу, а правой благословляет. Местные святые Иуст и Сервул располагаются по сторонам от него.

«Образ Христа, попирающего аспида и василиска, в южной апсиде, очевидно, восходит к мозаике Архиепископской капеллы в Равенне. Он встречается также на одной из стуковых панелей в Баптистерии православных в Равенне и был представлен в мозаике не сохранившейся базилики Санта Кроче (1-я половина V века), известной по описанию хрониста Андреа Аньелло».

Одна из икон Божией Матери, относящаяся к XVIII веку, носит название «На аспида и василиска наступиши». Она изображает Божию Матерь, попирающую силы зла.

В эпоху Возрождения василиск довольно часто упоминался в многочисленных богословских текстах и бестиариях как образ порока. Во времена Шекспира им называли проституток, хотя сам английский драматург упоминал его только как классического змея со смертоносным взглядом.

В поэзии XIX века христианский образ василиска-дьявола начинает тускнеть. У поэтов-романтиков Китса, Кольриджа и Шелли василиск более подобен благородному египетскому символу, чем чудовищу. В «Оде к Неаполю» Шелли призывает город: «Будь, как имперский василиск, сражай врагов невидимым оружьем».

В геральдике василиск — символ могущества, свирепости и царственности.

В современной культуре

Существует мнение, что в современной культуре василиск не имеет большой популярности и особого символического значения, в отличие, например, от единорога и русалки. Потенциальную мифологическую нишу василиска прочно занял дракон, чья история древнее и обширнее.

Тем не менее василиск представлен в современной литературе, в кинематографе и компьютерных играх.

В частности, в образе гигантского змея он присутствует на страницах романа Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Тайная комната», а также в его экранизации.

Античные представления

Предположительно, миф пошёл с описания маленькой ядовитой змейки, считаемой в Египте священной, от шипения которой разбегаются все животные и змеи, которую упоминали Аристотель в IV веке до н. э. и Псевдо-Аристотель.

Описание василиска как мифического существа присутствует в «Естественной истории» Плиния Старшего (I век н. э.), написанной, в том числе, на основе трудов греческих историков и хронистов. Согласно ему, василиск обитает в окрестностях Киренаика, его длина до 30 см, с белым пятном на голове, напоминающим диадему. Некоторые энциклопедии конца XIX века приписывали Плинию отсутствующие у него слова, что змей жёлтого цвета и имеет наросты на голове. От шипения василиска убегают все змеи. Передвигается извиваясь не как другие змей, а поднимая кверху свою среднюю часть. Обладает способностью убивать не только ядом, но и взглядом, запахом, сжигает траву и ломает камни. Лукан писавший в те же годы, что и Плиний, считал, что василиск появился из крови убитой Горгоны Медузы, тоже обладающей окаменяющим взглядом.

Плинию вторит Гай Юлий Солин в III веке, однако с небольшими отличиями: длина змеи около 15 см, пятно в виде белой повязки, не упоминает смертельный взгляд, а только крайнюю ядовитость яда и запаха. Его современник Гелиодор писал о василиске, который одним своим дыханием и взглядом сушит и губит все, что ему попадается.

Плиний писал о предании, что однажды всадник ударил василиска копьём, но яд потёк по древку и убил всадника и даже коня. Схожий сюжет встречается в поэме Лукана, писавшего в те же годы, о том как василиск убивает отряд воинов, но один из воинов спасается, отсекая себе руку заражённую ядом василиска, потекшим по копью.

Плиний писал, что ласки могут убить василиска своим запахом, залезая в его нору, но при этом умирают сами. О вражде василисков и ласк упоминалось и в труде приписываемом Демокриту, жившему в III веке до н. э. Начиная со II века н. э. пошло поверье, что василиск погибает от крика петуха, и поэтому советовалось носить этих животных в клетке.

Из глаз и крови василисков якобы можно было изготавливать различные амулеты и снадобья.

Урей на лбу маски Тутанхамона.

«Иероглифика» IV века н. э. повествует, что египтяне имели иероглиф со змеёй, которую называли «уреем», что по-гречески значило «василиск», и он обозначал «вечность». Египтяне верили, что только эта змея бессмертна, дыханием она способна убить любое другое существо, и её изображали над головами богов. Этот иероглиф изображал Солнце и богиню-кобру Уаджит — покровительницу Нижнего Египта. Золотая фигурка урея крепилась на лбу фараонов как часть царского головного убора.

Рогатая гадюка

Биолог И. И. Акимушкин и другие авторы предполагали, что василиск — это рогатая гадюка. Её было египетским иероглифом, обозначавшим звук «ф», и могло быть принято Плинием Старшим за змею с короной, что и породило греческое название змеи «василиск» — «царь».

Рождение из птичьего яйца

Василиск, вылупившийся из яйца птицы ибис. Гравюра Пьерио В. Б. (англ.)русск., 1556

По античному поверью, василиски рождались из яиц птицы ибис, которая питаясь яйцами змей, сама иногда откладывает собственные яйца через клюв (возможно, это интерпретация образа ибиса со змеиным яйцом в клюве). Записи о поверье сохранились у писателей IV века: богослова Кассиана, знатока Египта, утверждавшего, что «нет сомнения, что василиски рождаются из яиц птицы, которую в Египте зовут ибисом», и Аммиана Марцеллина, у которого рассказ о василиске следует сразу после упоминания египетского поверья. Гай Юлий Солин в III веке также писал о поверье, что ибисы пожирают крайне ядовитых змей, и откладывают яйца ртом.

О том же писали медик Т. Браун XVII века в критическом труде «Ошибки и заблуждения» и зоолог-путешественник А. Э. Брем XIX века, приводившие ссылку на средневековое издание В. Б. Пьерио (англ.)русск., с иллюстрацией василиска, вылупившегося из яйца ибиса. Они объясняли поверье тем, что поедание ядовитых и заразных змеиных яиц заражает змеёнышами яйца самих птиц. Поэтому египтяне разбивали находимые яйца ибисов, чтобы не вылупились василиски, хотя в то же время обожествляли этих птиц за поедание змей.

Игра «Ведьмак» Править

ОписаниеПравить

Внешне очень похож на кокатрикса, но есть и определённые различия, больше сближающие василиска с вивернами. Он имеет длинный хвост ящерицы, серповидные когти, перепончатые крылья и птичий клюв. Этого страшного существа боятся даже драконы. Его прочная чешуя является очень хорошим и очень дорогим материалом, используемым в производстве обуви.

Это опасное и ядовитое существо, обычно селящееся в темных сырых пещерах, гротах и шахтах и заброшенных ответвлениях канализации. Довольно опасный и серьезный противник – василиск умеет плеваться ядом, имеет острые когти и крепкий клюв.
Разговоры о том, что зрение василиска обращает в камень, – байка. Хотя то, что василиска можно убить с помощью зеркала, – правда (если треснуть им как следует по башке твари). Существуют мифы о том, что василиск умеет превращать людей в камень с помощью взгляда и что василиск рождается из яйца, снесённым петухом, а затем высиженного сто одной ядовитой змеёй.

  • Стиль: эффективным против василиска будет быстрый стиль.
  • Полезный совет: стая василисков может быть очень и очень опасной. Нужно выманивать их по одному и убивать с использованием знаков Аард и Игни.

Запись в БестиарииПравить

Люди называют василисков королями зерриканских пустынь и очень часто путают их с кокатриксами. По поверьям, эти создания настолько ненавидят все живое, что само их дыхание несет смерть, а их взгляд обращает людей в камень. В сказках василиска убивают, выставляя перед их мордой зеркало. Чудовище якобы умирает от собственного смертоносного взгляда. Однако, как любят пошутить ведьмаки, единственный способ убить василиска с помощью зеркала — садануть им зверю прямо по башке.

Игра «Ведьмак 3: Дикая Охота» Править

— ‘надгробная надпись на кладбище в Вызиме.’

Василиск, вопреки тому, что о нем обычно говорят, не превращает взглядом в камень. Но радоваться нечему, поскольку он может убить множеством других способов: кислотой, ядом, когтями и зубами.

ДополнительноПравить

  • В сериале появляется в виде трупа в 4-й серии «Дракон».
  • Разработчики игры ввели в класс орнитозавров виверн и василиска, что имеет расхождение с книгой.
  • В игре «Ведьмак» есть книга «Орнитозавры», в которой упоминается и василиск.

Галерея Править

Добавить фото

Ведьмак
МонстрыАльгуль · Альп · Археспора · Баргест · Брукса · Василиск · Виверна · Воин-водяной · Волк · Гаркаин · Гравейр · Гуль · Жрец-водяной · Ифрит · Кикимора-воин · Кикимора-рабочий · Кокатрикс · Королевская виверна · Мутант · Мутант-зверь · Мутант-убийца · Орденская гончая · Пиявка · Плавун · Полуденная невеста · Полуденница · Полуночница · Призрак · Сколопендроморф · Собака · Старший Брат · Утопец · Фледер · Цеметавр · Черепоглав · Эхинопс · Яга
БоссыВеспер ·Волколак · Вореф · Голем · Дагон · Зефир · Кащей · Кикимора-королева · Кокакцидий · Король Дикой Охоты · Лилли · Моа · Надир · Оззрел · Пес-призрак · Риггер · Стрыга · Тэйу · Уреус · Химера
Ведьмак 3
МонстрыАльгуль · Альп · Арахноморф · Архигрифон · Археспора · Баргест · Беанн’ши · Берсерк · Бес · Бледная вдова · Брукса · Василиск · Вепрь · Виверна · Вилохвост · Вихт · Водная баба · Волк (Варг) · Волколак · Гаргулья · Гаркаин · Гарпия · Главоглаз · Гнилец (Пожиратель) · Гончая Дикой Охоты · Голем · Голем Моро · Грифон · Гуль · Допплер · Катакан · Кикимора-солдат · Кикимора-рабочий · Кладбищенская баба · Куролиск · Ледяной тролль · Леший · Медведь · Накер (Накер-воин) · Невеста для барда · Ослизг · Падальщик · Пантера · Панцирный Главоглаз · Песчаный червь · Плавун · Полуденница · Полуночница · Призрак · Протофледер · Сильван · Сирена · Скальный тролль · Сколопендроморф · Собака · Суккуб · Три поросенка · Тролль · Туманник · Утопец · Фея · Фледер · Циклоп · Черт · Экимма · Элементаль Земли · Элементаль Льда · Элементаль Огня · Эндриага · Эндриага-воин · Эндриага-работница · Эндриага-трутень · Эриния · Эхидна
БоссыIgnis Fatuus · Абайя · Архигрифон · Белая Дама · Большой злой волк · Боровой · Брукса из Корво Бьянко · Великан из-за Туч · Всебог · Гаркаин-вожак · Голиаф · Гротник · Гэль · Джинн · Домовой · Дракон из Фирсдаля · Дух Леса · Жальница · Злая ведьма · Игоша · Кернун · Клекотун · Ключник · Королевская виверна · Кошмар · Ледяной великан · Лешачиха · Лихо у колодца · Медоносный призрак · Мелюзина · Морвудд · Моровая дева · Олаф · Опиник · Покаянник · Призрак с картины · Принц-жаба · Проклятая Мать · Пятнистый Вихт · Рапунцель · Ревун · Сальма · Сарасти · Серебристый василиск · Ульфхединн · Фугас · Хагубман · Харриси · Хим · Хрясь-Хрясь · Чудовище из Туфо · Шарлей от императора Нильфгаарда · Этерал · Ядовитый Главоглаз · Ящер-матриарх

Литература

Исторические источники
  • Пьер де Бове (фр.)русск.. // Le Bestiaire. — 1218. (англ.)
Конец XIX века
  • Василиск // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  • Василиск // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1910. — Т. V.
  • Василиск, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1892. — Т. Va.
  • Василиск // Православная богословская энциклопедия. — 1900—1911. — Том III. Ваал — Вячеслав. стб. 174
Современная литература
  • Василиск / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 292–293. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Борхес Х. Л. Василиск // Книга вымышленных существ.
  • Булычёв К. // Фантастический бестиарий. — 1995. — ISBN 5-88-756-013-4.
  • Королев К. М. // Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — Мидгард, 2005.
  •  (недоступная ссылка)

Описание

Вес взрослого василиска может составлять две и более тонны, а его длина, по информации Ньюта Саламандера, достигает 50 футов (чуть больше 15 метров), при этом всё тело покрыто чешуйчатой бронированной кожей, схожей по прочности с шкурой дракона и устойчивой к заклинаниям. Кожу василиск, как и любая другая змея, время от времени сбрасывает.

Сходство василиска со змеёй усиливается наличием четырёх ядовитых клыков, которые по длине превосходят остальные зубы в пасти.

Сам василиск боится пения петуха, которое для него губительно.

Обычная продолжительность жизни василиска — около 900 лет, некоторые экземпляры живут и дольше. Питаются василиски позвоночными тварями, обычно — мелкими грызунами.

Яд василиска 

Яд василиска — удивительно сильная магическая субстанция, единственным известным противоядием являются слёзы феникса, которые, в свою очередь, добыть крайне сложно.

Яд настолько силен, что убивает человека в течение нескольких минут, вызывая перед смертью сонливость и замутнённый размытый взгляд.

Яд василиска сохраняет свои свойства даже спустя несколько лет после смерти животного. Он может также повредить неодушевлённые предметы настолько основательно, что их невозможно восстановить, и, таким образом, он является одним из немногих веществ, способных уничтожать крестражи.

Ядовитым клыком василиска были уничтожены два вместилища души Волдеморта — Дневник Тома Реддла (1993) и Чаша Пенелопы Пуффендуй (1998).

Меч Годрика Гриффиндора, впитавший в себя яд василиска, также стал действенным оружием для уничтожения крестражей. Им были уничтожены ещё три крестража — медальон Слизерина (1998), кольцо Марволо Мракса (1996) и змея Нагайна (1998).

Смертоносный взгляд 

Самым страшным оружием василиска считается его смертоносный взгляд. Два огромных жёлтых глаза — обычно последнее, что успевают увидеть его жертвы в этой жизни. Даже «непрямой» взгляд василиска, отражённый в зеркале или увиденный через что-то прозрачное, крайне опасен — поймавшие такой взгляд каменеют, и лишь настойка из корней мандрагоры может вернуть им первоначальный облик.

Почти Безголовый Ник после нападения василиска

Взгляд василиска — настолько сильное оружие, что поражает даже привидения. Правда, умереть во второй раз они уже не могут, но зато вполне своеобразно «окаменевают», превратившись из жемчужно-белых в угольно-чёрных и утратив всякую способность самостоятельно двигаться. Из всех живых существ только фениксы имеют иммунитет к взгляду чудовища.

Василиска очень боятся все без исключения виды пауков и стараются как можно скорее покинуть район его активной жизнедеятельности, причём это не зависит от их размеров.

Арагог, огромный паук-акромантул, которого Министерство магии, как и василиска, отнесло к категории XXXXX, настолько его боялся, что даже не произносил его имя, так же, как волшебники не называли имя Тёмного лорда.

Одной из возможных причин такого ужаса может являться то, что пауки чрезвычайно уязвимы к взгляду василиска, так как обладают широким углом зрения, практически круговым, и не имеют поэтому никакой возможности ни закрыть глаза, ни спрятать свой взгляд, как это делал Гарри Поттер в Тайной комнате, ориентируясь на отбрасываемую громадным змеем тень.

Яйцо василиска 

— Сдается мне, ты очень много об этом думал, — холодно заметил Каркаров. — Занятная гипотеза. А я тут недавно слыхал такую историю: ты вбил себе в голову, — ха-ха! — что один из подарков, которые ты получил в день рождения, — хитроумно замаскированное яйцо василиска. Ты его взял и разбил, а это оказались часы для автомобиля. Потому-то мы и не воспринимаем тебя всерьёз…
~ Обращение Каркарова к Лже-Грюму на Турнире Трёх Волшебников.

Неизвестно, почему существуют мужские и женские особи василисков, так как они рождаются из куриного яйца, высиженного жабой. Но вполне возможно, что, в отличие от реального мира, в котором гибриды во многих случаях к размножению не способны, василиски могут спариваться. И именно поэтому Аластор Грюм посчитал, что эти чудовища могут откладывать яйца, а преподнесённый ему подарок — это «хитроумно замаскированное яйцо василиска».

Мифология и образ чудища

С латинского языка название этого существа имеет перевод «малый король». Во всех описаниях Василиска проявляется его царственность. Это гребень или рога на голове в виде своеобразной диадемы, его необычная манера передвижения. Те мифы, которые описывают его как змея, рассказывают, что он не просто полз, а частично приподнимался над поверхностью земли. Василиск в образе химеры имел величественную походку, какой обладают петухи, нижние конечности ему достались от этой птицы.

В сказаниях различных народов во все эпохи представления о Василиске отличались. Так, в мифах Древнего Рима этот змей считался наиболее опасным существом из всех. Ему приписывали наличие особых способностей, которые представляли угрозу для всего живого. Внешний вид этого создания вселял самый настоящий ужас, и люди даже верили, что сразить его можно, показав ему его собственное отражение в зеркале. Считалось, что победить его мог крик петуха.

В эпоху античности монстра представляли немного иначе. Василиск — змей желтого цвета с рогами. В течение периода Средневековья это существо представляли:

  • с крыльями дракона;
  • хвостом ящера;
  • телом и клювом петуха;
  • когтями тигра.

Считалось, что тело монстра было покрыто чешуей чёрного цвета. Была и другая версия: тело Василиска было жабьим, а хвост — змеиным. В некоторых легендах монстру приписывали не голову петуха, а лицо человека. Помимо опасного взгляда, Василиск имел огненное дыхание и сильный яд. От его дыхания сгорала трава и разрушались скалы. Свист этого монстра был настолько страшным, что от него прятались даже все ядовитые змеи.

Василиск в виде змея имел необычную кровь. Она характеризовалась удивительными свойствами, из-за чего, согласно мифам, считалась довольно ценной. Ее смешивали с киноварью, благодаря чему удавалось получить мощное средство от ран, сильных ядов и разных заболеваний.

Несмотря на различия в описаниях, была черта, которая присутствовала во всех мифах: это «петушиный гребень» или белое пятно, которые символизировали диадему, подтверждая главенство монстра над другими змеями.

В славянской мифологии говорилось, что Вещий Олег погиб не от укуса простой змеи, а от взгляда Василиска. Также считалось, что если петух вдруг снесет черное яйцо, то из него обязательно появится это чудовище и принесет много бед людям. В то время верили, что если до рождения змея яйцо найдет девственница и будет носить его с собой до тех пор, пока монстр не появится на свет, то он потом будет ее слушать, а значит его можно будет контролировать.

https://youtube.com/watch?v=ZS9ReDL9hic

В мифологии славян есть теория, что этот змей — оружие тех, кто умеет колдовать. Маги старались приручить себе этого опасного монстра и использовать в своих целях. Они проводили специальные обряды, заставляя его подчиниться их воле.

  1. Черное яйцо, снесенное петухом, сразу забирали.
  2. Выбирали курицу, которой отрубали голову.
  3. Ее сажали поверх яйца, чтобы высидеть его.
  4. Как только чудовище появлялось на свет, оно съедало тело курицы.

После этого сознание монстра начинало подчиняться колдуну, который выполнил такой ритуал. В мифах Африки описание Василиска тоже присутствует. Оно мало чем отличается от других описаний, но самое существенное отличие — он считался царем крокодилов, а не змей.

Василиск в мифологии Египта описывается не как гибрид петуха, дракона, ящерицы, а как змея, но она была коронованной и невероятно ядовитой. Это были известные нам сегодня кобры. Изображением этого создания украшали короны фараонов. Их почитали как животных, которые имели власть не только над живыми существами, но и над мертвыми.

Известный ученый Плиний в своих работах тоже упоминал о Василиске. У него он представляет собой змея, размер которого не превышает 12 дюймов. На его голове есть несколько утолщений, которые похожи на небольшие рога или корону, поэтому его и считали царской змеей.

Согласно большинству мифов, Василиск появлялся из яиц раз в столетие. Яйцо это сносил черный петух, возрастом в 7 лет, а высиживала большая жаба. Это осуществлялось в каких-нибудь укромных местах и обязательно на куче навоза. Яйцо отличалось нестандартной сферической формой.

В мифологии существует еще одна теория о том, как появился этот змей, связанная с Медузой Горгоной. Есть версия, что он родился из ее крови. Такой связью объясняют его способность превращать все живое в камень одним лишь взглядом, которым владела и Медуза Горгона.

В одном из мифов упоминается вероятное место, где зародился Василиск. Этим местом называют Ливийскую пустыню. В некоторых легендах змея считают воплощением дьявола.

Откуда появился василиск

Мифология Древней Греции содержит множество персонажей. Но нашего вы среди них не встретите. Ведь в те времена василиск считался реальным существом. Его описывает ученый Плиний Старший. По его словам, василиск – змея небольшого размера. Рептилия считалась невероятно опасной. Яд василиска мог убить, дыхание вредило человеку так же, как и взгляд. То есть встреча с ним означает смерть любому человеку. Древнегреческий ученый ничего мифологического или сверхъестественного в этой змейке не усматривал. Единственной несостыковкой в его теории было происхождение василиска. Он считал, что появляется он из яйца ибиса – местной птицы. Вероятно, Плиний-старший действительно описывал вполне реальную змею, к примеру, рогатую гадюку или кобру. И в Древнем Египте встречается василиск. Мифология этой страны утверждает, что на головном уборе фараонов иногда изображали именно этих монстров. Они якобы наделяли невероятной силой правителей.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации