Андрей Смирнов
Время чтения: ~24 мин.
Просмотров: 1

Мифология и религия вуду, культура народа йоруба и связь с гаитянской магией

Шаг через океан

Белые поголовно крестили чернокожих рабов

В начале XVI века вместе с тысячами чернокожих рабов вуду перекочевала на американский континент. Там с ней случился парадокс, больше нигде не встречающийся в истории мировых религий. Дело в том, что американские плантаторы категорически запрещали рабам иметь что-то свое, в том числе и верования. Рабов поголовно крестили, и всячески насаждали среди них христианство. Но как все запретное, вуду не исчезла, а перемешалась в головах несчастных негров с католичеством, переродившись в странный конгломерат язычества и христианства.

Впрочем, если присмотреться, не так сильно они и отличаются. Обе религии поклоняются одному высшему божеству и верят в жизнь после смерти. Прихожане католической мессы ритуально употребляют тело и кровь Иисуса, что роднит ее с кровавыми жертвами вуду. Кроме того, явно походят друг на друга посредники между высшим божеством и верующими: святые у католиков и лоа у вудуистов. Таким образом, господа и их рабы верили по сути в одно и то же, только под разными названиями. Обновленная религия вуду позволила выходцам из Африки сохранить в душах частичку своего мира и хотя бы отчасти противостоять окружающему злу.

С незначительными различиями вуду стало частью культуры на Гаити и Кубе, в Бразилии, в Луизиане и существует там до сих пор почти без изменений. Не изменились ни сами божества вуду, ни служители их культа.

Где и почем изгоняют бесов

По словам профессора МДА Осипова, сегодня за отчитку порой берутся вовсе не те люди, которые получили этот особый дар благодаря святой жизни. «Берутся за отчитывание люди подчас по самонадеянности, по тщеславию, по корыстолюбию, о чем мы находим свидетельств более чем достаточно», — констатирует Осипов.

Судя по сообщениям в сети, достаточно популярны у верующих поездки в деревню Чихачево Ивановской области к схиархимандриту Иоанникию (Ефименко). Известен также иеромонах Владимир (Гусев) в городе Ливны Орловской области. На Украине отправляются на отчитки в Почаевскую лавру или в Ильинский монастырь в Одессе.

В интернете можно найти перечни еще десятков мест по всей России, где совершаются отчитки. Поэтому на многочисленных сайтах паломнических служб есть даже специальные туры к известным экзорцистам. Паломничества проводятся в основном по выходным, на них советуют записываться заранее, из-за большого числа желающих.

Как правило, на сайтах паломнических центров упоминается о пожертвовании за поездку, но «сумму пожертвования» увидеть нельзя — она озвучивается при общении по телефону. В нее может входить, например, только дорога туда-обратно. Есть также пакеты «все включено», предусматривающие, помимо дороги, жилье, питание и требы. Например, поездка из Москвы в Ливны обойдется примерно в 6 тысяч рублей, включая два молебна «О недужных» (так называют в паломническом центре отчитки) и соборование.

Справедливости ради стоит отметить, что на отчитках можно присутствовать и без взноса пожертвований.

The Bottom Line

You can browse through VUDU at any time on a PC, TV, or mobile device without establishing a VUDU login, but to access any free or paid content, you need to create a VUDU login.

There is no cost to sign up for a login — you only pay when you want to watch a movie or TV show that requires a rental or purchase fee.

Things to keep in mind:

  • Movie titles are usually available on the same date (or earlier) than their physical Blu-ray or DVD counterpart.
  • Some titles are rental only, some are purchase only, and some are both.
  • Titles may be able in one or more formats SD, HDX, or UHD — each format has a different price.
  • A film or TV show might also be available on a physical disc. If you order the physical disc version, it will be shipped to you via Walmart.com.
  • For those that have 3D TV or video projector viewing setups, VUDU offers a 3D viewing option with a selection of past and current 3D films that can be rented or owned (digital version). All 3D movies are in HDX resolution.

If you are looking for a video streaming service that offers a lot of content access and playback flexibility and doesn’t require a monthly subscription fee like Netflix or Hulu, then check out VUDU.

Космология Бруно в свете современной науки

Хотя с исторической точки зрения космологию Бруно необходимо рассматривать в контексте философских, научных и религиозных споров конца XVI – начала XVII вв., в популярной литературе она часто сопоставляется с научной космологией современности. При этом выясняется, что нарисованная Бруно картина во многих отношениях напоминает современную картину Вселенной.

Утверждение Бруно об отсутствии центра и равноправии всех мест Вселенной близки к современным формулировкам космологического принципа.

Ещё в XVII веке наука отказалась от догмы о существовании границы мира. Выбор между космологическими моделями с конечным и бесконечным пространством является делом будущего, но согласно современным инфляционным моделям Вселенной она является бесконечной.

Тождественность физической природы Солнца и звезд была установлена ещё в XIX веке.

В современную космологию прочно вошло представление о существовании других Вселенных, предсказываемых хаотической теорией инфляции. Хотя законы природы в разных областях этой Мультивселенной должны отличаться, все эти миры, как предполагается, описывает единая физическая теория. Другие Вселенные, составляющие Мультивселенную, не наблюдаемы из нашего мира, так что они скорее похожи на миры в космологии Демокрита, чем в космологии Бруно.

Вопреки мнению Бруно, Вселенная в целом, согласно теории Большого Взрыва, находится в состоянии эволюции. Бесконечности Вселенной не противоречит факт её расширения: бесконечность может увеличиваться!

Существование жизни на других планетах к настоящему времени не подтверждено, а существование разумной жизни ставится под сомнение.

По причине весьма поверхностного знания математики, Бруно полагал, что Луна не является спутником Земли, но обе они являются равноправными планетами.

Один из основных постулатов Бруно, — всеобщая одушевленность материи, — так же далек от современной науки, как и от науки XVII века.

Вклад Джордано Бруно в современную науку по достоинству оценен потомками. Недаром 9 июня 1889 года в Риме был торжественно открыт памятник на той самой площади Цветов, на которой около 300 лет тому назад его предали казни. Статуя изображает Бруно во весь рост. Внизу на постаменте надпись: «Джордано Бруно – от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжён костёр».

Памятник Джордано Бруно в Риме на Кампо деи Фиори, месте его казни

На 400-летие смерти Бруно кардинал Анджело Содано назвал казнь Бруно «печальным эпизодом», но, тем не менее, указал на верность действий инквизиторов, которые, по его словам, «сделали все возможное, чтобы сохранить ему жизнь». Глава Римско-католической церкви также отказался рассмотреть вопрос о реабилитации, считая действия инквизиторов оправданными.

Практики и ритуалы

Кукла вуду прячется недалеко от жертвы

Чтобы причинить человеку вред, бокору не обязательно даже к нему приближаться. К его услугам вольт – кукла, которая после магического обряда получает связь с определенной персоной. А после установления связи появляется возможность воздействовать через куклу на человека, которого она воплощает, с целью нанесения ему вреда. Для изготовления вольта обязательно используются фрагменты тела жертвы (ногти, волосы, слюна, кровь), а также принадлежащие ей небольшие вещицы. Изготовив куклу, бокор втыкает в нее иглы, режет ножом, жжет пламенем, и все эти действия должны через куклу влиять на здоровье жертвы. В итоге вольт прячется в любом месте недалеко от жертвы, чтобы воздействие было постоянным. Существует поверье, что самые сильные люди не способны долго оставаться в живых после такого колдовства. Бокоры редко действуют в одиночку. Обычно они состоят в тайных обществах, куда входят лишь избранные, наиболее могущественные черные маги.

Не обходили своим вниманием чародейство Вуду и политические деятели, его, например, с размахом использовал небезызвестный президент Гаити Франсуа Дювалье. «Папа Док» Дювалье имел целую армию обученных магов, которая держала в страхе весь остров

Люди из этой армии одновременно служили и офицерами тайной полиции и исполнителями страшных приговоров.

Излюбленным способом воздействия Дювалье на людей было зомбирование – то есть, превращение их в своеобразных управляемых биологических роботов. Считалось, что человека лишают жизни, а затем с помощью заклинаний воскрешают снова, после чего он теряет душу и становится рабом своего хозяина-бокора. Однако на самом деле бокор никого не убивает. Ему лишь нужно приготовить из определенных сортов растений зелье, блокирующее жизненные функции, но оставляющее нетронутым сознание. Потенциальный зомби, приняв зелье, как бы умирает, а затем оживает, не помня своей прошлой жизни, и становится послушной игрушкой в руках колдуна.

Иезуиты в Китае

В 1583 году в Китай прибыл учёный-иезуит Маттео Риччи (1552-1610), и китайцы-католики, наравне со сторонниками других религий Китая, свободно проводили богослужение там и основывали свои школы.

Миссионер и «блистательный иезуит» Маттео Риччи проник в хоромы высших сановников, одевался в халат мандарина, «уверовал» в конфуцианство, объявив его логическим завершением христианства (католического толка, разумеется), знакомил азиатцев с картографией, техническими и научными достижениями Запада и готовил сановников Империи к приезду из Европы «специалистов» по истории.

До появления в Китае М. Риччи, никаких династических хроник в Китае не писали! Т. е. «скелета», по которому можно было «набросать» хотя бы в черновике историю Китая, не существовало. Она всё-таки была написана, но только прибывшими вслед за Риччи поколениями иезуитов, на что у них и ушли многие десятилетия.

Практики и ритуалы

Кукла вуду прячется недалеко от жертвы

Чтобы причинить человеку вред, бокору не обязательно даже к нему приближаться. К его услугам вольт – кукла, которая после магического обряда получает связь с определенной персоной. А после установления связи появляется возможность воздействовать через куклу на человека, которого она воплощает, с целью нанесения ему вреда. Для изготовления вольта обязательно используются фрагменты тела жертвы (ногти, волосы, слюна, кровь), а также принадлежащие ей небольшие вещицы. Изготовив куклу, бокор втыкает в нее иглы, режет ножом, жжет пламенем, и все эти действия должны через куклу влиять на здоровье жертвы. В итоге вольт прячется в любом месте недалеко от жертвы, чтобы воздействие было постоянным. Существует поверье, что самые сильные люди не способны долго оставаться в живых после такого колдовства. Бокоры редко действуют в одиночку. Обычно они состоят в тайных обществах, куда входят лишь избранные, наиболее могущественные черные маги.

Не обходили своим вниманием чародейство Вуду и политические деятели, его, например, с размахом использовал небезызвестный президент Гаити Франсуа Дювалье. «Папа Док» Дювалье имел целую армию обученных магов, которая держала в страхе весь остров

Люди из этой армии одновременно служили и офицерами тайной полиции и исполнителями страшных приговоров.

Излюбленным способом воздействия Дювалье на людей было зомбирование – то есть, превращение их в своеобразных управляемых биологических роботов. Считалось, что человека лишают жизни, а затем с помощью заклинаний воскрешают снова, после чего он теряет душу и становится рабом своего хозяина-бокора. Однако на самом деле бокор никого не убивает. Ему лишь нужно приготовить из определенных сортов растений зелье, блокирующее жизненные функции, но оставляющее нетронутым сознание. Потенциальный зомби, приняв зелье, как бы умирает, а затем оживает, не помня своей прошлой жизни, и становится послушной игрушкой в руках колдуна.

Самолёты

Для официальных визитов главе РПЦ выделяют самолет Ил-96300 из летного спецотряда «Россия», который обслуживает высшее руководство страны, еще раз напомним, светского государства. Самолет состоит на балансе у государства и содержится за счет бюджета, а когда он возит патриарха, то тратит бюджетные средства не по назначению.

Например, патриарх Кирилл летал на Кубу для встречи с Папой Римским. Только керосина эта поездка сожгла на 8 млн рублей. РБК посчитало, что две командировки патриарха (в Латинскую Америку и Антарктиду), в которых его сопровождали сперва 100, а потом 30 человек, обошлись бюджету в 21 млн рублей. А сколько таких поездок наберется за год?

Жрецы и боги Вуду

Религия вуду имеет свой пантеон богов

Богом-создателем последователи вуду считают Нсамби или Бондьё – Доброго Бога. Сам он не участвует в жизни своих созданий – людей, вместо него это делают духи лоа, дети Бондьё. Духов почитают, как старших членов семьи, им молятся, у них просят совета и помощи. Сотворив мир людей, Бог отдалился от него, но продолжает наблюдать за ним и управлять всем, как истинный Создатель. Он не воплощается на Земле и не является непосредственным объектом культа Вуду. Зато, как считают вудуисты, все вокруг в человеческом мире пронизано силами лоа, именно с ними взаимодействуют верующие во время религиозных ритуалов. Воистину, имя духам лоа – легион, причем каждый имеет собственное имя и предназначение. Пытаться перечислить всех их невозможно, но среди них есть наиболее могущественные и почитаемые персонажи.

Первым следует назвать Папу Легба, к которому принято обращаться в начале вудуистской церемонии. Собственно, без Легбы и церемонии никакой не получилось бы, поскольку он является стражем, привратником между миром мертвых и миром живых. Если не воздать ему должное – двери между мирами не откроются, и лоа не услышат просьб и молитв людей. Образ Легбы – старый хромец с палкой, отчего людей, одержимых Легбой, легко узнать: все они с трудом двигаются, а некоторые могут лишь неподвижно лежать на земле, не в силах тронуться с места.

Еще один представитель лоа – Барон Самеди или Барон Суббота, ответственный за все, связанное со смертью, мертвыми, сексом и рождением детей. Обычно он изображается как скелет в одежде похоронных дел мастера (черный костюм и шляпа) с сигарой в зубах. Одержимые этим духом люди проявляют неумеренную склонность к алкоголю, курению и радостям плоти. Как духа, за чьей спиной всегда стоит Смерть, Барона особо почитают разнообразные бандиты и прочие асоциальные элементы.

Наиболее известная из лоа-женщин – Эрзули, богиня любви и красоты, отчасти родственная древнегреческой Афродите. Она управляет любовью, романтикой, роскошью и удачей (в том числе, в азартных играх), любит мужчин и охотно помогает им, но как истинная женщина, не слишком жалует себе подобных. Считается, что Эрзули часто бывает несправедлива к желаниям женщин, и они почти никогда не бывают одержимы этой богиней.

Напрямую общаться с лоа могут только специально подготовленные люди – колдуны унганы и колдуньи мамбо. Во время обряда совершаются жертвоприношения и ритуальные танцы, затем колдуны впадают в транс и принимаются упрашивать лоа о помощи и покровительстве. Если лоа остаются довольны оказанными им почестями, в благоприятном исходе обряда можно не сомневаться. Но, оказавшись по какой-то причине отвергнутыми, изгнанными или верша месть, унганы и мамбо становятся бокорами – исполнителями черной магии вуду.

Значимость верыПравить

Уанга – религиозная практика, а не просто иная форма Тауматургии, слепленная из-за культурной терпимости. В то время, как некоторые вампиры придерживаются заповедей определенной афро-карибской веры, большинство сородичей-уангатье практикуют мешанину, сочетающую аспекты любой и всех этих религий. Будь они строгими последователями или же более небрежными в своих интерпретациях, уангатье должны по-настоящему веровать (хотя не обязательно обладать Истинной Верой) в Бога или духов, почитаемых этими религиями. У сородичей, не поклоняющиеся некой комбинации этих верований, возникают немалые трудности с освоением Уанги.

Большинство уангатье не обучают своим тайном тех, кто не разделяет их веру. Даже если неверующий уангатье, ищущий лишь силы, сможет найти учителя, то все равно никогда не сможет использовать весь потенциал Уанги: лоа, ориши, святые или как бы их не называли не улыбаются тем, кто сомневается в них.

Для сородича не из числа верующих сложность всех связанных с Уангой бросков возрастает на 1. Более того, считается, что у игрока всегда есть один автоматический провал, которую необходимо перекрыть во время броска. Считайте это дополнительной «призрачной костью», всегда выкидывающей 1. Заметьте, что он также в обычном порядке приводит к провалам! Уанга – изначально не для сомневающихся душ. Применяющий ее без достаточной веры прямо-таки напрашивается на проблемы – единственная просьба, которую духи лишь рады удовлетворить.

Калининград: «Найди денег и тогда всё получится»

В январе 2017 года власти Калининграда решили не отставать от столицы и предложили установить возле площади Победы 10-метровый памятник князю Владимиру. Для воплощения этой идеи власти решили передать участок рядом с площадью в безвозмездное пользование РПЦ. Как позже рассказали городские власти, стоимость этого участка — 5 015 358 рублей и 61 копейка. Предложение поддержали 20 депутатов городского совета, двое воздержались. Памятник предполагается поставить уже в этом году, однако скульптор Владимир Суровцев, к которому обратились власти, еще 19 января (до голосования о передаче земли РПЦ) рассказал Комсомольской правде, что городские власти предлагают ему самому найти деньги на памятник: «На сегодняшний день ко мне обращаются: «Владимир Александрович, найди денег и тогда все получится». Выходит, я как автор должен создать, пройти все согласования, еще и найти финансы. Честно, для меня это задача на сегодня непосильная. <…> Мы в контакте и с некоторыми представителями РПЦ, и они мне иногда звонят: «Не нашел ли денег?». По оценкам скульптора, для изготовления памятника понадобится от 16 до 20 миллионов рублей. В 2016 году администрация разрешила Калининградской епархии РПЦ построить на площади Победы четырехэтажный православный просветительский центр площадью 5,6 тысяч квадратных метров.

Эскиз памятника князю Владимиру в Калининграде. Фото: Александр Катеруша

ПрактикиПравить

Хотя сородичи любого клана могут изучать магию уанги, эта практика редко появляется среди нескольких выбранных групп.

Уанга распространена среди Тремеров не столь широко, сколь могла бы из-за требований к религиозности и недоверия, распространенного среди более консервативных магов крови. Совсем небольшая фракция Колдунов – уангатье, но поскольку Тремеры составляют самую крупную группу магов крови, их уангатье могут все же превосходить числом тех же из Змей Света и Самеди. Тремеры стремятся к комбинированному стилю уанги. Очень немногие ограничивают свои заклятья и обряды атрибутами какой-либо одной веры.

Тауматурги Самеди также редки, как зубы у червя, начать хотя бы с того, как редка и сама родословная. Тем не менее, они заявляют о удивительно большом числе уангатье среди них. По правде, большинство занимающихся Тауматургией Покойников — уангатье. Обычно маги крови Самеди стараются овладеть как уангой, так и Некромантией вудуна, что нередко приводит к опустошительным результатам. Хотя некоторые Самеди придерживаются разнообразных религий, значительное их число придерживаются исключительно гаитянского вуду.

Конечно же, уангатье также можно найти в любых кланах. Был как минимум один Носферату (африканского происхождения), замеченный в использовании уанги в нынешние ночи, хотя его Тауматургия приняла форму, больше всего напоминающую оригинальные верования йоруба, чем любую из современных религий. Кроме того Тремеры приглядывают за южноамериканской стаей  Ласомбра, которые были замечены в использовании уанги. Кажется, они в первую очередь полагаются на атрибуты Пало Майомбе.

Уангу также нередко наблюдают среди Змей Света, склонных играть на её чуждых, мистических аспектах в надежде вызвать страх и благоговение в тех, кому (не)повезло наблюдать за их работой. Большое количество Змей – уангатье. Более того, в процентном отношении, больше, чем в любой другой родословной. Змеи соперничают с Тремерами в плане чистого прагматизма: они черпают из любых афро-карибских верований как захотят, идя тем путем, что быстрее всего приведет их к цели.

Змеи Света черпают вдохновение в афро-карибской народной магии (в основном, в гаитянском вуду и кубинском пало майомбе). В качестве собирательного названия для своей магии они пользуются гаитянским термином уанга, но Кобры могут также называть свои заклинания билонго, эббо или малис (букв. «злой умысел» — гаитянский термин для любого неявного воздействия). Амулеты и талисманы называются гри-гри или руки. Уангатье также пользуется дюжинами трав, пряностей и таинственных порошков. Среди прочего инвентаря числятся ром, свечи, трещотки, бой барабанов, узоры из рассыпанной муки, называемые веве и кровавые жертвоприношения для ублажения лоа.

У магии Кобр есть сильный оттенок Некромантии. В то время как Последователь Сета будет носить с собой волшебный жреческий посох, Змей Света будет размахивать кисенге, человеческой берцовой костью, завёрнутой в чёрные тряпки. Для многих ритуалов требуется нганга – котёл, наполненный кровью, землёй с кладбища, человеческими и звериными костями, железными гвоздями, лезвиями и прочими гадкими ингредиентами, которых слишком много, чтобы перечислять их все.

Как составляется рейтинг

__________________________________________________________________________________________

●Доклад IHEU оценивает страны по 60 характеристикам в четырех широких областях: власть и право, образование, социальные взаимодействия и свобода выражения.

●Затем страны классифицируются по пяти категориям в зависимости от серьезности инцидентов с нерелигиозными людьми: серьезные нарушения, жесткая дискриминация, систематическая дискриминация, в целом удовлетворительная ситуация и страны, в которых верующие и неверующие свободны в равной степени.

●В докладе 2017 года отмечается, что в 30 странах по меньшей мере один из измеряемых показателей (как правило, их больше) находится на самом высоком уровне — «грубейшие нарушения».

●Еще в 55 странах зарегистрированы «серьезные нарушения».

●Критики этой методологии утверждают, что она может не отражать точную картину. Например, светская страна со строгим разделением церкви и государства и с законами, которые прямо запрещают дискриминацию по религиозному принципу, может быть включена в список «небезопасных», поскольку у нее неудовлетворительные показатели только в одной подкатегории (например, если государство спонсирует религиозные школы или предоставляет налоговые льготы церкви). «Реальность в разных странах мира разная, и степень правонарушений сильно отличается, поэтому сравнивать их очень трудно», — говорит доктор Лоис Ли.

__________________________________________________________________________________________

Космология до Бруно.

При всем многообразии космологических воззрений, развивавшихся в эпоху, предшествующую деятельности Джордано Бруно, они характеризовались рядом общих черт, отличающих их от современных представлений об устройстве Вселенной:

1. Существование центра мира.

В унаследованной от греков геоцентрической системе мира, центральным телом во Вселенной являлась Земля. В гелиоцентрической системе мира – Солнце. В обеих системах эти тела играли роль неподвижной точки отсчета, относительно которой отмеряются все движения. Эти представления оспаривались некоторыми мыслителями. В первую очередь, античными атомистами, считавшими Землю только центром нашего мира, но не всей бесконечной Вселенной, в которой существует бесконечное множество других миров. Однако эти воззрения не пережили позднюю античность и не распространялись в Средние века.

2. Конечность мира, имеющего свои границы.

В античность и Средние века мир считался конечным и ограниченным. При этом предполагалось, что граница мира может непосредственно наблюдаться – это сфера неподвижных звезд.

Предметом споров был вопрос о том, что находится за пределами мира: перипатетики вслед за Аристотелем полагали, что вне мира нет ничего (ни материи, ни пространства), стоики считали, что там находится бесконечное пустое пространство, атомисты полагали, что за пределами нашего мира находятся другие миры.

На закате античности появилось религиозно-мистическое учение герметизм, согласно которому вне мира может находиться область нематериальных существ – божеств, духов и демонов. Так, в одном из приписываемых Гермесу Трисмегисту произведений, «Асклепии», говорится:

«Что касается до пространства за пределами мира (если оно вообще существует, во что я не верю), то оно должно быть, по моему мнению, заполнено разумными существами, представляющими его божественность, так что чувственный мир полон живых существ».

3. Существование небесных сфер.

После Аристотеля большинство античных астрономов считали, что планеты в своем движении переносятся материальными сферами, состоящими из особого небесного элемента – эфира; небесные сферы приводятся в движение «неподвижными двигателями», или «интеллигенциями», имеющими нематериальную, духовную природу, а первичным источником всех движений во Вселенной является расположенный на границе мира Перводвигатель.

«Неподвижные двигатели» в Средние века обычно отождествлялись с ангелами, Перводвигатель – с Богом-Творцом.

4. Противопоставление «земного» и «небесного».

Многие древнегреческие философы думали, что небесные тела состоят из той же материи, что встречается на Земле. Некоторые пифагорейцы (Филолай Кротонский и др.) считали Землю одной из планет, Обращавшейся вокруг Центрального огня — очага Вселенной. Однако, начиная с поздней античности, Получила распространение точка зрения Аристотеля, согласно которой небесные сферы состоят из особого элемента – эфира, свойства которого не имеют ничего общего с элементами земли, воды, воздуха и огня, составляющих «подлунный мир». В частности, эфиру не присущи тяжесть или легкость, по своей природе он совершает только равномерные круговые движения вокруг центра мира, он вечен и неизменен.

Эта точка зрения доминировала в Средние века, как среди ученых стран ислама, так и христианских стран. Хотя в трудах некоторых из них грань между «земным» и «небесным» оказывалась достаточно размытой.

5. Единственность нашего мира.

Некоторые античные мыслители высказывали мнение о существовании за границей нашего мира других миров. Однако начиная с поздней античности доминировало мнение Платона, Аристотеля и стоиков, что наш мир (с Землёй в центре, ограниченный сферой неподвижных звезд) является единственным.

Дискуссия о логических следствиях существования иных миров развернулась среди европейских схоластов в конце XIII-XIV вв. Тем не менее, эта возможность считалась сугубо гипотетической, хотя бесконечно всемогущий Бог и мог создать другие миры, но не сделал этого.

Хотя отдельные мыслители считали возможным отказаться от одного или нескольких этих положений, вся система этих постулатов в целом сохранялась непоколебимой. Основной заслугой Джордано Бруно в космологии является создание новой картины мира, в которой осуществлен отказ от каждого из этих положений.

Официальная версия истории ордена Иезуитов в России

История отношений ордена с Россией началась в XVI веке, во время Ливонской войны (1558-1583) иезуиты помогали королям Сигизмунду II Августу и Стефану Баторию в борьбе против России, наградой членам общества Иисуса были щедрые пожалования в виде земель и ценностей, изъятых из православных храмов и монастырей.

Известно, что иезуиты пытались склонить Ивана Грозного к церковной унии, и разработали план по усилению католического влияния в России. Во времена Смуты, иезуиты, если и не создали, то способствовали продвижению такого проекта как «Лжедмитрий I». Самозванец обещал широкую поддержку этому ордену.

В 1686 году после заключения Вечного мира с Польшей, иезуиты получили разрешение на пребывание в России. Несмотря на запрет миссионерской деятельности, они занимались прозелетизмом и переманили в католичество некоторое количество москвичей. Их деятельность пресекалась, иезуитов не раз высылали из страны, но в годы нахождения в России, случаи «совращения в католицизм» (фраза из указа Петра I от 18 мая 1719 года) и плетение прочих интриг не прекращались.

Иезуиты действовали против России и за ее пределами, так они выступали против русского присутствия в Китае, конкретно против Русской духовной миссии в Пекине, из-за иезуитов в Китай не пустили святителя Иннокентия (Кульчицкого), он должен был возглавить миссию и Пекинскую кафедру.

Особое покровительство ордену оказывала императрица Екатерина II. Она не поддержала католических монархов Европы, которые вынудили папу Климента XIV в 1773 году ликвидировать орден. И в течение 40 лет, до восстановления ордена в 1814 году, Россия оставалась единственной страной, в которой иезуиты существовали легально.

И это при том, что на территориях, вошедших в состав Российской империи в 1772 году, иезуиты вели неприкрытую войну против православного духовенства и мирян. Как пишет историк Петр Знаменский, католическая молодежь, подстрекаемая иезуитами, совершала «набеги на православные церкви и монастыри, разбивала похоронные и другие процессии православных, причем нечестиво ругалась над святынями, топтала ногами кресты, рвала облачения». Подобным образом сегодня действуют радикалы на Украине, на православные храмы Московского Патриархата их натравливают украинские раскольники.

Время расцвета для иезуитов наступило при Павле I, глава ордена Габриэль Грубер сделался «домашним человеком во дворце». В столице иезуиты завладели имениями и доходами местных католических общин и выпросили себе ряд привилегий.

Свою деятельность они продолжили и в первые годы правления Александра I, количество членов ордена значительно выросло, развились его структуры.

Перемена в отношении ордена произошла после папской буллы 1814 года, восстанавливающей орден, российским правительством иезуиты стали рассматриваться как агенты иностранного влияния.

Иезуиты и на самом деле зарвались. В 1815 г. иезуитский епископ Баландре на проповеди в петербургском храме святой Екатерины открыто заявил о превосходстве католической Церкви над Православной, а летом этого же года иезуиты переманили в католичество А.А. Голицына, племянника обер-прокурора Синода Александра Голицина и родственника фельдмаршала Михаила Кутузова. Племянника с помощью мудрого пастыря и богослова святителя Филарета, митрополита Московского вернули в Православие, а всех иезуитов выслали из столицы (указ от 20 декабря 1815 года).

Когда иезуиты, продолжили вести пропаганду из Полоцка, их окончательно выдворили из страны. Указ Александра I предписывал: «Иезуитов, как забывших священный долг не только благодарности, но и подданической присяги и потому недостойных пользоваться покровительством российских законов, выслать под присмотром полиции за пределы государства и впредь ни под каким видом и наименованием не впускать в Россию».

Историки считают, что главная роль в появлении указа принадлежит императору, «который все более тяготел к строгому православию».

Согласно указу, иезуитские коллегии и академии были упразднены, имущество конфисковано. 317 иезуитов, которые не пожелали выйти из ордена, были депортированы из России.

Африканский след

Даже немного ознакомившись с историей вуду, можно с уверенностью сказать, что это не набор разнообразных суеверий, не вид магической практики, а гармоничная религия со своим пантеоном, культом и философией, разве что связанная с магией более, чем прочие религии мира. Следует признать, что из всех мировых религий меньше всего нам известно именно о ней. Причем основным источником познаний выступают фильмы ужасов, где в кадре мрачные колдуны режут черных петухов, прокалывают иглами страхолюдных кукол и строем водят на злодейские дела отмороженных зомби. Вся эта экзотика на самом деле составляет лишь часть сути вуду. Чему же на самом деле поклоняются, во что верят вудуисты?

Верования вуду настолько древние, что время их возникновения определить невозможно. Но эта религия оказалась настолько живучей, что и в наши дни имеет статус государственной в ряде западноафриканских государств, таких, например, как Гана, Бенин, Нигерия, Конго.

В переводе с языка африканского народа фон, слово «вуду» ознчает «дух» или «божество». Издавна народы Африки жили (а многие живут и сегодня) по законам родового строя и верят в повсеместную одухотворенность природы, когда душой обладают все животные, растения, предметы и явления. При таком строе также принято почитать духов умерших предков, которые могут влиять на жизнь потомков. Смысл религии вуду состоит, таким образом, в налаживании общения с духами и достижения их расположения и помощи через различные практики, в первую очередь через взаимодействие с душами людей.

Человека же, с точки зрения вуду, составляют несколько компонентов, из которых обычному восприятию доступно лишь физическое тело. Следующее – «дух плоти» — нечто вроде энергетического дубликата тела, позволяющее ему функционировать. Сущность, называемая душой, по вудуистским верованиям, состоит из «Большого доброго ангела» и «Маленького доброго ангела». «Большой добрый ангел» является чисто энергетической частью и после смерти человека возвращается в общее энергетическое поле. «Маленький добрый ангел» — индивидуальная часть души, вместилище личной информации человека. Он легко отделяется от тела и затем возвращается назад (во время сна, сильного испуга либо одержимости, когда он временно замещается внешними духами лоа). Именно «Маленький добрый ангел» человека становится главной мишенью магических действий или магической защиты.

По сути дела, вуду связывает воедино человека, природу, то есть, окружающий его мир, и сверхъестественные силы, лежащие вне объективной реальности. Культ вуду демократичен, и духовные практики в нем доступны каждому без каких-либо посредников. «Одержимость», которая в других религиях считается редким, абстрактным явлением, в вуду есть сугубо практическая цель, достигаемая совершенно определенными ритуалами. «Католик идет в церковь, чтобы говорить о боге, а вудуист танцует во дворе храма, чтобы самому стать богом», — говорят о своей религии верующие.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации