Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 1

Парацельс теофраст. врач. маг. алхимик. астролог.гороскоп парацельса

Труды

Опубликованные при жизни

  • Die große Wundarzney. Ульм, Hans Varnier, 1536; Аугсбург, Haynrich Stayner (Steyner), 1536; Франкфурт-на-Майне, Georg Raben и Weygand Hanen, 1536.
  • Vom Holz Guaico, 1529.
  • Von der Frantzösischen kranckheit Drey Bücher, 1530.
  • Vonn dem Bad Pfeffers in Oberschwytz gelegen, 1535.
  • Prognostications, 1536.

Посмертные публикации

  • Wundt unnd Leibartznei. Франкфурт-на-Майне, Christian Egenolff , 1549; Christian Egenolff, 1555; Christian Egenolff (младший), 1561.
  • Von der Wundartzney: Ph. Theophrasti von Hohenheim, beyder Artzney Doctoris, 4 Bücher. Pietro Perna , 1577.
  • Von den Krankheiten so die Vernunfft Berauben. Базель, 1567.
  • Archidoxa. Краков, 1569.
  • Kleine Wundartzney. Базель, Peter Perna, 1579.
  • Opus Chirurgicum, Bodenstein. Базель, 1581.
  • Медицинские и философские трактаты — четырёхтомник, Базель, Huser, 1589.
  • Хирургические труды. Базель, Huser, 1591 и Zetzner, 1605.
  • Медицинские и философские трактаты — Страсбургское издание, 1603.
  • Kleine Wund-Artzney. Страсбург, Ledertz, 1608.
  • Opera omnia medico-chemico-chirurgica, 3 тома. Женева, 1658.
  • Liber de Nymphis, sylphis, pygmaeis et salamandris et de caeteris spiritibus, 1566
  • Philosophia magna, tractus aliquot, Кёльн, 1567.
  • Philosophiae et Medicinae utriusque compendium, Базель, 1568.

Литература

  • Володарский В. М. Образ природы в творчестве Парацельса // Природа в культуре Возрождения. — М., 1992.
  • Володарский В. М. Леонардо да Винчи и Парацельс о магии и алхимии // Леонардо да Винчи и культура Возрождения. — М.: Наука, 2004.- С.176-183. — ISBN 5-02-032668-2
  • Гундольф Ф. Парацельс / Пер. Л. Маркевич, общ. ред. и послесл. В. Н. Морозова. — СПб.: Владимир Даль, 2015. — 191 с. — ISBN 978-5-93615-154-5
  • Койре А. Парацельс // Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века / пер.и посл. А.М. Руткевич. — Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. — 170 с. — ISBN 5-87859-067-0.
  • Майер П. Парацельс — врач и провидец. / Пер. Е. Б. Мурзина. — М., 2003.
  • Jole Shackelford. A Philosophical Path for Paracelsian Medicine: The Ideas, Intellectual Context, and Influence of Petrus Severinus (1540—1602). — Copenhagen: Museum Tusculanum Press, 2004. — Pp. 519.

Биография Парацельса

Родился этот известный человек в октябре 1493 г. недалеко от Цюриха (Швейцария). Настоящее имя нашего героя звучит так: Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм. Парацельс (Paracelsus) — это псевдоним.

Видимо, скромностью Филипп не страдал или был уверен в своих будущих успехах, когда назвал себя Парацельсом. Он прибавил приставку «пара», означающую «подобный», к имени известного римского философа-платоника Цельса (II век).

Отец Филиппа был хорошим врачом и происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать трудилась медсестрой в аббатстве. В семье медиков Филлипп получил прекрасное образование в сфере медицины и философии. Семья жила очень скромно, но имела хорошую библиотеку.

В 16 лет парень уже знал основы хирургии и алхимии. Вскоре Парацельс покидает отчий дом и отправляется в университет Базеля.

Затем он обрел ценные знания по астрологии, алхимии и магии у известного аббата Иоганна Тритемия. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре (Италия), где был удостоен степени доктора медицины.

Путешествия

Парацельс много странствовал, продолжая изучать медицину и алхимию. Он принимал участие в военных экспедициях, служил военным хирургом. Жажда знаний никогда не покидала его. Он собирал полезные сведения не только от ученых других стран, но и общаясь с цирюльниками, предсказателями, повитухами, пастухами и палачами.

После десяти лет странствий, с большим багажом опыта и знаний он вернулся в Базель, став городским врачом и профессором университета.

Его уникальные лекции привлекали множество слушателей. Парацельс критиковал схоластическую медицину и публично сжёг медицинский учебник античных ученых. Количество его противников среди аптекарей и врачей продолжало расти. Вскоре Парацельс покидает Базель, спасаясь от суда за вольнодумство.

Ему вновь пришлось скитаться по странам. Наконец, в Зальцбурге (Австрия) он нашел своего покровителя — архиепископа. Парацельс поселился в этом городе и провел последние годы жизни, скончавшись (предположительно от насильственной смерти) в возрасте 48 лет.

Нечеловеческий дар Парацельса

После прокатившейся волны слухов о нечеловеческом даре Парацельса как врачевателя к нему обратился Себастьян Теус – главный врач Зальцбурга. Рассыпавшись в дюжине комплиментов коллеги, он попросил Парацельса помочь светлому герцогу Баварскому.

На просторный двор герцогского дома они пришли с черного хода, и слуга проводил их в покои раненого, лежавшего в забытье. Откинув одеяло, Парацельс увидел, что из ноги герцога в нескольких местах торчат кости. Как выяснилось позже, больной на охоте упал с лошади, которая внезапно его понесла.

Парацельс аккуратно вправил кости больного при этом, стараясь как можно меньше причинить ему страданий и боли, прописал укрепляющую микстуру и посоветовал каждый час протирать больного раствором уксуса против лихорадки. Затем он встал, направился к выходу, Теус его спросил — куда он собрался? Парацельс ответил, что ему надо составить гороскоп герцога который покажет — будет ли тот жить или умрет, потому что есть опасность начинающейся гангрены.

Теус был просто в бешенстве. Какой еще к черту гороскоп? Теуса интересовали не гороскопы, а отвары, примочки и пилюли которыми пользуется известный Парацельс. К тому же сестра герцога Баварского Сабина, посулила внушительный гонорар тому, кто вылечит ее раненого брата. Все, что надо было Себастьяну Теусу от Парацельса, так это взять нужные пилюли и дать герцогу, а как тот выздоровеет — выдать себя за чудо-лекаря спасшего ему жизнь и получить причитающееся ему вознаграждение.

Так причем тут гороскоп? Похоже, хитрец Парацельс тоже хочет получить гонорар, а его великого врача Теуса оставить ни с чем, хотя тот его и привел к больному. Придя к такому умозаключению, Себастьян Теус привыкший действовать быстро и решительно, тут же отдал кому надо приказ, и довольно потер руки.

Статьи

Ключ к азбуке магических возможностей был утерян в те времена, когда последний гностик пал жертвой свирепых преследований со стороны церкви; а после того, как сами слова мистерии, иерофанты, теофания и теургия постепенно улетучились из памяти людей, все эти знания были забыты окончательно. Однако в эпоху ренессанса в Германии один образованный теософ, философ per ignem (как они сами себя называли), вновь вернул к жизни некоторые утраченные секреты фригийских жрецов и Асклепия. Им был великий врач с трагической судьбой оккультист Парацельс, величайший из алхимиков своего времени. Этот гений был первым, кто в Средние века открыто предложил использовать свойства магнита для лечения некоторых болезней. Теофраст Парацельс – «шарлатан», «пьяница» и «мошенник» в глазах вышеупомянутых «младенцев» от науки, живших в то время, а также и современных их последователей, еще в семнадцатом столетии предложил то, что превратилось в доходное ремесло в наш девятнадцатый век. Это он изобрел и использовал для лечения различных мускульных и нервных заболеваний магнитные пояса, кольца, воротники, ручные и ножные браслеты; только его магниты лечили более эффективно, чем современные электрические пояса. Ван Гельмонт, последователь Парацельса, и Роберт Флудд*, алхимик и розенкрейцер, использовали магниты при лечении своих пациентов. Месмер в восемнадцатом веке и маркиз де Пюисегюр в девятнадцатом веке лишь следовали по их стопам.

Воображение — могущественный помощник во всех событиях нашей жизни. Оно воздействует на веру и вместе с ней является проектировщиком, готовящим эскизы, которые затем воля высечет более или менее глубоко на всех подводных камнях, на всех препятстви­ях, которые встречаются нам на жизненном пути. Парацельс говорит: «Вера должна поддерживать воображение, ибо вера создает волю… Направленная воля — начало всех магических действий… Именно из-за того, что человек не точно представляет и не верит в результат, искусство (магии) неточно, в то время как оно может быть абсолютно точным». В этом весь секрет. Половина, а то и добрых две трети наших болезней и недомоганий — порождения нашей фантазии и страхов.

Победите их, дайте новое направление воображению, и Природа сделает все остальное. Нет ничего греховного или вредного в самих методах.

Сноски

Похищение великого врача

Ничего не подозревающий Парацельс шел по улице к себе домой, дабы составить гороскоп, как вдруг, откуда ни возьмись, перед ним появились люди в масках. Это было последнее, что он помнил. Сзади его кто-то оглушил тупым предметом, затем ему в рот вставили кляп, на голову надели мешок, руки стянули веревкой и поволокли в неизвестном направлении.

Очнулся Парацельс в зловонном подвале на каменном полу. Через некоторое время дверь подвала отворилась, и туда ввалился огромный амбал в маске с прорезанными глазами. Он подошел к лекарю и бросил на пол дощечки для письма, а рядом поставил свечку. Затем он повернулся лицом к Парацельсу и доходчиво объяснил, что от него хотят. А хотели от него следующее:

Детина выразительно провел рукой у себя по шее и захлопнул дверь.

Гороскоп, составленный Парацельсом для себя самого, не врал. Похоже, действительно его дни сочтены, и он скоро умрет. Выхода не было. Если он напишет все, что от него хотят или не напишет исход будет один — смерть, ведь Себастьяну Теусу не нужны свидетели его грязных делишек. В том, что за похищением стоит именно Себастьян, Парацельс нисколько не сомневался. Только ему известно о гороскопе для герцога.

Парацельс неоднократно вспомнил о своей баночке с опием, которую он обычно всегда носил с собой, а как раз в этот раз ее забыл. Будь эта банка сейчас у него, ему бы не пришлось ждать смерти до утра. С этими мыслями, для того чтобы скоротать время он взялся за гороскоп для герцога.

Утром пришли два похитителя в масках, застав Парацельса в глубоких раздумьях. Они его спросили, готов ли он передать то, что от него требуют. Но Парацельс невозмутимо поднял голову и ответил.

Убийство Парацельса

Похитители переглянулись, забрали записи, и пошли докладывать хозяину. Услышав ответ Парацельса, Теус пришел в ярость и приказал, пытать и жестоко убить мерзавца.

Пришедшие исполнять приказ мучители, нашли лекаря распластавшимся на полу. Сердце его уже не билось, а тело начало холодеть. Похоже, напоследок он решил испробовать еще одну свою гипотезу. Он считал, что сильный человек может не только продлить свою жизнь, но и ускорить смерть.

Похитители церемонится с Парацельсом не стали. Они выволокли его тело из подвала на пустырь и бросили его на произвол судьбы, на всякий случай, пробив ему голову камнем.

Когда Парацельс умер, ему было 48 лет и 3 дня, как и было указанно в его гороскопе. Тело его было найдено в тот же день и захоронено в Зальцбурге, на кладбище Святого Себастьяна.


Фото Могила Парацельса в Зальцбурге
Фото Могила Парацельса в Зальцбурге

В 1572 останки Парацельса были перезахоронены во дворе часовни Святого Филиппа Нери. Здесь же был установлен пирамидообразный памятник, в котором есть углубление, где написаны такие слова:

Нищенское детство Парацельса

Филипп Ауреола Бомбаста фон Гогенгейм – таково настоящее имя Парацельса – родился в Швейцарии в 1493 году в семье Вильгельма Бомбаста. Его отец был бедным незаконнорождённым лекарем, жившим в маленькой деревушке Мрия-Айнзидельн неподалеку от Цюриха. Отец всю свою жизнь очень гордился своим дальним родством с гроссмейстером Мальтийского Ордена Георгом Бомбастом фон Гогенгеймом. Однако не славы не денег это ему так и не принесло.

Не добившись в жизни ровным счетом ничего отец решил, что единственного сына он точно должен вывести в люди, чтобы тот не испытывал такую же нищенскую нужду как и он. Поэтому для Филиппа все уже было предопределено. Он должен был выучиться на священника, ведь в то время это был единственный путь к благосостоянию способному вывести из нищеты.

Филипп усердно погружался в мир знаний

Филипп был очень усердным и любил получать знания, читать книги. Порой бывало, он так увлекался, что мог просидеть над интересным текстом до самого утра. Отец никогда его не ругал за то, что он так беспощадно жжет свечи, которые стоят так недешево, особенно для тех, у кого нет денег.

Когда Филипп подрос, его отец тут же устроил учеником в монастырь Святого Андрея. Усердие и упрямство в характере Филиппа сделали свое дело и мальчик очень скоро стал учеником известнейшего Иоганна Тритемия из Ипангейма, настоятеля монастыря Святого Иакова в Вюрцбурге, который славился своими глубочайшими познаниями в алхимии, астрологии, медицине и даже магии того времени.

Однако все больше и больше погружаясь в мир знаний, Филипп понял, что все не всегда именно так как написано в мудрых книгах, и что их авторы могут так же точно заблуждаться и делать ошибки как обычные люди. Ведь даже великий учитель Иоганн Тритемия — так далек от истины. Осознав это, школяр стал все больше посещать аптеку и мастерскую стеклодува. Он считал, что на практике он сможет получить гораздо больше ценнейших знаний и опыта, чем на занятиях в монастыре или книгах. Прошло еще немного времени, и он совсем покинул стены монастыря.

Примечания

  1. В современной транскрипции также — Хоэнхайм.
  2. . www.hrono.ru. Дата обращения 25 ноября 2015.
  3. [dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/910#ПАРАЦЕ́ЛЬС0 Философская энциклопедия] // Академик.
  4. ↑ Парацельз // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Розенберг Г.С., Краснощеков Г.П. .
  6. ↑ Оккультизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. Hoover, Herbert Clark (2003), Georgius Agricola de Re Metallica, Kessinger Publishing, с. 409, ISBN 0766131971
  8. Gerhartz, Wolfgang (1996), Ullmann’s Encyclopedia of Industrial Chemistry (5th ed.), VHC, с. 509, ISBN 3527201009
  9. Северинус, Петр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  10. «В медицине он является последователем Парацельса» / Флудд, Роберт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  11. Иатрохимики и иатрофизики // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  12. Густав, сын Эрика XIV // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Таро Парацельса — галерея и особенности колоды

Как можно понять из галереи Таро Парацельса, рисунки выполнены качественно и занимались их созданием профессионалы. Галерея — важный момент при выборе Таро. Они должны вызывать симпатию еще до первого расклада с помощью карт. Работать с колодой, которая не нравится, практически невозможно. Сюжеты Таро Парацельса посвящены жизни и деятельности средневекового ученого, врача и алхимика. Каждая картинка отражает только суть толкования, ничего лишнего нет.

Выпущенные в 21 веке колоды, как правило, укомплектованы небольшими книгами с толкованиями, раскладами и другими важными при использовании карт моментами. Таро Парацельса — не исключение. Прилагаемая к ним литература содержит также тезисы выдающегося средневекового доктора. Возможно, с их помощью вам будет проще определять заболевания с помощью гадания, а может быть, просто получится узнать что-то новое о средневековой медицине.

Если не учитывать дополнительные карты, которых нет в большинстве колод, получится 78 карт. Кроме стандартных арканов, имеются карты чакр и смертных грехов — по 7 карт в каждом дополнении. Парацельс, которого считают изобретателем данной колоды Таро, всегда отличался основательным подходом ко всему. Так, известно, что неправильные мысли могут стать причиной заболевания. Этот аспект медицины отражается в картах чакр Таро Парацельса.

Представленные в колоде смертные грехи тоже могут становиться причиной болезней. Особенно это касается обжорства, ведь немало болезней вызвано неправильным питанием. Лень, или малоподвижный образ жизни — еще одна частая причина плохого самочувствия для современного человека. В старину люди считали, что Господь наказывает людей за грехи болезнями. Сейчас же мы знаем, что излишнее пристрастие к любому из семи смертных грехов не одобряется официальной медициной.

В целом, наследие Парацельса вполне может оказаться полезным для современного человека. Он оставил после себя не только предсказания, но и уникальную гадательную методику, которая рассчитана на диагностику состояния здоровья человека.

Учение Парацельса

  • Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля, Галена и Авиценны, он противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа. Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.
  • Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» (в популярном изложении: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза»). В другом изложении эта фраза звучит более поэтично — «Лекарство — яд, но яд — лекарство. Одна лишь доза превратит лекарство в яд, и яд в лекарство…».
  • По мнению Парацельса, человек — это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма; связующим звеном между двумя мирами является сила «М» (с этой буквы начинается имя Меркурия). По Парацельсу, человек (который также является квинтэссенцией, или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами.
Человеческая сущность у Парацельса включает 7 элементов:
  1. «элементарное тело» (тело материальное или физическое; «Chat» у египтян и «Guf» у евреев),
  2. «archaeus» (электро-магнетическое тело, дающее фосфористый свет; начало, без которого физическое тело не может ни существовать, ни двигаться; «Анх» египтян и «Coach-ha-guf» евреев);
  3. «evestrum» (звездное, астральное тело; «Ка» египтян и «Nephesh» евреев), родина которого — астральный мир; оно представляет собой точную копию материального тела, может покидать физическое тело, сопровождает дух человека после его смерти;
  4. «spiritus animalis» (животная душа, «Hati» или «Ab» египтян, «Ruach» евреев), где сосредоточиваются низменные, животные, эгоистические инстинкты и страсти;
  5. «anima intelligens» (разумная душа, «Bai, Ba» египтян и «Neshamah» евреев) — форма, в которую облекается человеческая душа в высших сферах в момент воссоединения с ангельским миром;
  6. «anima spiritualis» (духовная душа, духовное тело; «Cheybi» египтян и «Chaijah» евреев) — божественного происхождения, местопребывание всех благороднейших и возвышенных стремлений человека,
  7. «человек Нового Олимпа» — искра Божества, часть божественного «я», пребывающая в человеке.
  • Парацельс применил к медицине идеи Агриппы о симпатии и антипатии и на основании их построил учение о специальных средствах для каждой части организма (арканумы) и о возможности переносить болезнь с человека на растения или животное, или зарывать её вместе с человеческими выделениями в землю.
  • Парацельс оставил ряд алхимических сочинений, в том числе: «Химическая псалтирь, или Философские правила о Камне Мудрых» , «Азот, или О древесине и нити жизни» и др. В одном из этих сочинений употребил термин гном.
  • Именно он дал название металлу цинку, использовав написание «zincum» или «zinken» в книге Liber Mineralium II. Это слово, вероятно, восходит к нем. Zinke, означающее «зубец» (кристаллиты металлического цинка похожи на иглы).

Ученики и последователи

  • Турнейссер, Леонард (1531—1596) — швейцарский врач.
  • Вайгель, Валентин (Вейгель; 1533—1588) — немецкий протестантский богослов и философ, имевший много последователей (вейгелианцы).
  • Северинус, Петр (Педер Сёренсен; англ. Peder Soerensen; 1540—1602) — датский врач, автор книг: «Idea medicinae philosophicae» (1571), «Epistola scripta Th. Paracelso» (1572).
  • Либавий, Андреас (Либавиус; 1555—1616) — немецкий врач.
  • Кунрат, Генрих (1560—1605) — немецкий философ и алхимик, автор «Амфитеатра вечной мудрости» (1595).
  • Тюрке де Майерн (нем. Théodore Turquet de Mayerne; 1573—1655) — швейцарский врач.
  • Фладд, Роберт (Флудд; 1574—1637) — английский врач.
  • Ди Капуа, Леонардо (1617—1695) — итальянский врач.

Учение Парацельса и его последователей называется ятрохимией, которую самостоятельно развивали также:

  • Ван Гельмонт (1580—1644) — нидерландский врач;
  • Тахений, Отто (Тахениус; англ. Otto Tachenius; 1610—1680) — немецкий фармацевт;
  • Сильвий, Франциск (1614—1672) — голландский врач.

Также Густав Шведский (1568—1607), сын шведского короля Эрика XIV и бывшей служанки, за свои обширные знания имел прозвище «второго Парацельса».

Парацельс: вклад в медицину

  • он заставлял своих студентов изучать течение болезней на практике, а не по книгам. Парацельс привёл студентов к постелям больных;
  • сблизил химию с медициной. Является первым ятрохимиком (от греч. «ятро» — врач), то есть врачом, применяющем химию в своей врачебной деятельности;
  • предложил алхимикам сосредоточить усилия на разработке новых лекарств. Хирургам больше думать не о повышении скорости болезненных операций, а о безболивающих средствах и обеззараживания ран;
  • свое врачевание он основывал на алхимическом учении о трех основных веществах, которые входят в состав всех тел природы: ртуть, сера и соль. В здоровом теле эти вещества находятся в равновесии. Если одно из них преобладает над другими или находится в недостаточном количестве, то возникают заболевания;
  • ввёл в практику употребление препаратов меди, ртути, сурьмы и мышьяка;
  • выделял лекарства из растений и применял их в виде вытяжек, экстрактов и эликсиров;
  • развил представление о дозировке лекарств;
  • использовал минеральные источники для лечебных целей.

Ученики и последователи

  • Турнейссер, Леонард (1531—1596) — швейцарский врач.
  • Вайгель, Валентин (Вейгель; 1533—1588) — немецкий протестантский богослов и философ, имевший много последователей (вейгелианцы).
  • Северинус, Петр (Педер Сёренсен; Peder Soerensen; 1540—1602) — датский врач, автор книг: «Idea medicinae philosophicae» (1571), «Epistola scripta Th. Paracelso» (1572).
  • Либавий, Андреас (Либавиус; 1555—1616) — немецкий врач.
  • Кунрат, Генрих (1560—1605) — немецкий философ и алхимик, автор «Амфитеатра вечной мудрости» (1595).
  • Тюрке де Майерн (Théodore Turquet de Mayerne; 1573—1655) — швейцарский врач.
  • Фладд, Роберт (Флудд; 1574—1637) — английский врач.
  • Ди Капуа, Леонардо (1617—1695) — итальянский врач.

Учение Парацельса и его последователей называется ятрохимией, которую самостоятельно развивали также:

  • Ван Гельмонт (1580—1644) — нидерландский врач;
  • Тахений, Отто (Тахениус; англ. Otto Tachenius; 1610—1680) — немецкий фармацевт;
  • Сильвий, Франциск (1614—1672) — голландский врач.

Также Густав Шведский (1568—1607), сын шведского короля Эрика XIV и бывшей служанки, за свои обширные знания имел прозвище «второго Парацельса».

Врачебная деятельность

Ем было уже тридцать два года, когда, вдоволь наскитавшись по свету, Парацельс вернулся в Германию и стал врачевать. Сначала к его знаниям и опыту, полученным в странствиях, народ отнёсся скептически. Но уже совсем скоро, после того, как он вылечил нескольких больных, сплетни сменились славой.

В 1527 году он обосновался в Базеле, где был назначен на должность городского врача. Также занялся преподавательской деятельностью в качестве профессора медицины, физики, хирургии. В университете он читал лекции, что приносило весьма неплохой доход, впрочем, как и врачевание.

Парацельс ввёл новшество и стал преподавать медицинские лекции на немецком языке, в то время как по всей Европе это делали на латыни. Многие посчитали, что учёный таким поступком бросил вызов системе образования. Но великому врачу простили такое своеволие.

Во время лекций по медицине он не повторял трудов Авиценны или Гиппократа, а делился со студентами знаниями, собранными лично. Ученики очень уважали Парацельса, а коллеги, наоборот, были в ужасе от его новаторских идей. В 1528 году постоянные разногласия с другими преподавателями спровоцировали конфликт и с городскими властями. Его отлучили от преподавательской деятельности, и учёный вновь пошёл странствовать.

Теперь он решил путешествовать только по Европе. Когда добрался до Нюрнберга, узнал, что коллеги-врачи обвинили его в мошенничестве. Парацельс не намерен был терпеть оскорблений. Он обратился к городским властям с просьбой доверить ему тех пациентов, которых оскорблявшие его коллеги уже сочли безнадёжными. Городской совет постановил выделить ему для лечения нескольких людей со слоновой болезнью. В короткий срок медик вылечил больных, о чём есть данные в городском архиве.

Парацельса оставили в покое, и он отправился путешествовать дальше. В своих скитаниях продолжал изучать медицину, астрологию и алхимию, лечил людей, никогда не позволял себе забросить врачебную практику.

В конце 1530-х годов Парацельс окончательно осел в Зальцбурге. Сюда пригласил его герцог Эрнст, который увлекался тайными знаниями. В лице герцога медик нашёл покровителя и заступника. Он поселился на городской окраине в небольшом домике, который разделил на две части. Одну оборудовал под лабораторию, где проводил свои опыты и исследования, а из второй части сделал кабинет для приёма больных. Наконец-то он обрёл пристанище и мог спокойно заниматься любимым делом.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации