Андрей Смирнов
Время чтения: ~24 мин.
Просмотров: 1

Истоки язычества на руси кратко

Домашние божества[править]

Духи населяли не только леса и воды. Известно немало домашних божеств — доброхотов и доброжилов, во главе которых стол домовой, живший либо в подпечье, либо в лапте, повешенном для него на печь.

Домовой покровительствовал хозяйству: если хозяева были старательны, он к благу прибавлял благо, а за лень наказывал бедой

Считалось, что с особенным вниманием домовой относился к скотине: по ночам расчесывал гривы и хвосты коней (а если сердился, то наоборот спутывал шерсть животных в колтуны), он мог отнять молоко у коров, а мог сделать удой обильным, он имел власть над жизнью и здоровьем новорожденных домашних животных. Потому домового старались задобрить

При переезде в новый дом накануне переезда брали 2 фунта белой муки, 2 яйца, 2 столовых ложки сахара, 0,5 фунта масла, 2 щепотки соли. Замешивали тесто и несли в новый дом. Пекли из этого теста хлеб. Если хлеб хороший, то жизнь хорошая, если плохой — то скоро переезжать. На 3-й день звали гостей и накрывали ужин и лишний прибор ставили для домового. Наливали вино и чокались с домовым. Разрезали хлеб, угощали всех. Одну горбушку заворачивали в тряпочку и хранили вечно. Вторую солили 3 раза, втыкали ребром серебряную деньгу и клали под печку. Клонились этой печке 3 раза с 3 сторон. Брали кошку и подносили к печке в подарок домовому: » Дарю тебе домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор. Через 3 дня смотрели — выпито ли вино, если выпито, то доливалось снова. Если вино не выпито, то просили 9 дней 9 раз, чтобы отведал угощение. Угощение для домового ставили каждого 1 числа месяца.

Вера в домового тесно переплеталась со знанием в то, что умершие родичи помогают живым. В сознании людей это подтверждается связью домового с печью. В древности многие верили, что именно через дымоход в семью приходит душа новорожденного и также через дымоход уходит дух усопшего.

Изображения домовых вырезали из дерева и представляли собой бородатого мужика в шапке. Такие фигурки назывались чурами и одновременно символизировали умерших предков.

В некоторых северных русских селах бытовали поверия о том, что о хозяйстве кроме домового заботятся также дворовой, скотник и кутной бог (эти доброжилы обитали в хлеву и приглядывали за скотиной, им оставляли в углу хлева немного хлеба и творога), а также овинник — хранитель запасов зерна и сена.

Совершенно иные божества обитали в бане, которая в языческие времена считалась нечистым местом. Банник был злым духом, пугавшим людей. Чтобы умилостивить банника, люди после мытья оставляли ему веник, мыло и воду, в жертву баннику приносили черную курицу.

Культ «малых» божеств не исчез с приходом христианства. Поверья сохранились по двум причинам. Во-первых, почитание «малых» божеств было менее явным, чем культ Богов неба, земли и грозы. «Малым» божествам не строили святилищ, обряды в их честь совершались дома, в кругу семьи. Во-вторых, люди считали, что малые божества живут рядом и человек общается с ними ежедневно, поэтому, несмотря на церковные запреты, продолжали почитать добрых и злых духов, тем самым, обеспечивая себе благополучие и безопасность.

Славянские обряды рождения и имянаречения

Рождение ребенка с помощью повивальных бабок или без них являлось важным славянским обрядом. К нему старались подойти со всей тщательностью и принять из чрева Матери Дитя Рода, показать и обустроить его жизнь в Яви правильно. Пуповина ребенка обрывалась только специальными предметами, символизирующими его пол и назначение. Языческий ритуал рождения мальчика подразумевал перерезание пуповины на стреле, топорище или просто охотничьим ножом, появление на свет девочки и вхождение ее в Семью требовало проведение следующего славянского обряда – перерезания пуповины на веретене или на широкой тарелке. Все это делалось Предками, чтобы с первых минут дать понять детям свои обязанности и прикоснуться к Ремеслу.

Древние славяне при рождении ребенка не проводили популярный ныне, но трансформированный под привязку человека к христианскому эгрегору обряд крещения – имянаречения, Языческие традиции позволяли дать детям только Прозвища, то есть известные всем имена. До 12 лет, а потом и далее могли называть его так, ребенок ходил под этим прозвищем и был защищен от сглазов и наветов.

Настоящим же именем называли его при совершении славянского обряда имянаречения. Языческие Жрецы, Волхвы, Ведуны или просто Старшие Рода – называйте как хотите, призывали ребенка к себе и начинали ритуал. В проточной воде они посвящали его как Потомка Богов Родных, окуная несколько раз в реку с головой и, наконец – тихонько сообщали ему посланное Богами Имя.

Это интересно: 451,Древние славянские обереги: разбираемся подробно

История новогоднего праздника

До крещения Руси в 988 году, славяне верили в силу природы. Языческие божества дарили хороший урожай, им поклонялись, и каждый праздник был привязан к определенному явлению. Все в такой культуре было связано и соединено в единую систему.

Новый год для древних славян стал необходимостью – важным переходом, к которому постепенно начали переучиваться обеспеченные и бедные жители Руси. Использовался и лунный календарь, помогающий отмерить равные отрезки времени: такие системы позволяли правильно организовать работы на полях.

У славян был свой круговорот обязательных работ. Традиционно 22 числа в сентябре праздновался своеобразный НГ: такая традиция дошла до современного человека только частично.

Крещение Руси.

Даты Нового года у славян

Какого числа в 2019 году встречать старинный Новый год: для определения даты, необходимо пройти весь цикл формирования славянской культуры. Первый законный НГ припадал на конец марта, а потом на конец сентября.

Позже Петр I в 1700 году перевел славян на григорианский календарь и принятые до этого даты для празднования сместились. Старославянские лета четко исчислялись по 12 месяцам каждый.

Чем отличался новый стиль от старого:

  • с него начались новые традиции – вместе со сменой календаря царь изменил весь формат празднования;
  • появились новые традиции – они тяжело приживались и даже после смерти царя не сразу стали популярными среди простых людей;
  • вместе с новыми традициями старинные обычаи, связанные с равноденствием, порицались – первое время переход на новый уклад был насильственным и для простого человека непонятным;
  • с перехода на григорианский календарь начинается новый цикл жизни славян – НГ объединил разные слоя населения, сделал празднование доступным и для бедных.

Среди старорусских традиций сохранились и те, что связаны с язычеством. Елка – традиционное украшение дома к Новому 2019 году. Она символизирует нескончаемую мощь природы: перерождение, переход на новый жизненный цикл.

Официальная дата празднования была утверждена в 1492 году. С того времени 14 сентября отмечается славянский НГ по юлианскому календарю. 31 декабря отмечается день перехода на новый цикл – этот праздник более популяризированный, и он отмечается по новому стилю.

Реформы Петра Первого

Большими нововведениями славится петровская эпоха. Царь-реформатор, используя европейский опыт, перенес новогодние торжества на 1 января, несмотря на то, что церковный праздник до сих пор привязан в дате 1 сентября. С новым временем приходят и новые традиции. Теперь к Новому году начинают украшать избы разноцветными фонариками и пушистыми лесными красавицами. В больших городах стали показывать фейерверки, что приводило в восторг не только детвору, но и взрослых. Простой народ не забывал традиции Коляды, которые хорошо вписались в новый формат.

Летоисчисление было приказано начинать от Рождества Христова. Первый раз новый праздник был отмечен в 1700 году, что тоже является символичным. В настоящее время люди также выполняют традиционные обряды. Некоторые из них сохранили только форму и утеряли значение, например, переодевание и посевание. Тем не менее, старинные обряды оказались очень живучими. Новый год на Руси был ярким пятном в условиях длительной и суровой зимы, когда так хочется веселого праздника и сытного застолья.

http://fb.ru/article/172319/kak-novyiy-god-prazdnovali-na-rusi-istoriya-prazdnika-novyiy-godhttp://www.crown6.org/publ/92-1-0-4193http://stranakontrastov.ru/istoriya/131-novyj-god-na-rusi.html

Масленица

Самым знаменитым из них является Масленица. Этот праздник был приурочен к встрече весны. Масленица всегда проводилась очень весело, сытно и долго (целую неделю). В начале недели славяне еще работали в поле. А вот с середины – только отдыхали. Каждый день Масленицы имел свое значение:

  • В понедельник происходила так называемая встреча. Детвора строила горки из снега, а хозяюшки пекли блины. Блины, кстати, были выбраны вкусным символом праздника из-за своей формы и цвета, напоминающих солнце.

Во вторник, проводили заигрыши. Это значило, что юноши и девушки вместе веселились и даже ходили в гости друг к другу.
Среда называлась аппетитным словом Лакомка. В этот день теща угощала своего зятя блинами.
В четверг – разгул. Празднества переносились на улицу, где скакали на лошадях наперегонки, дрались на кулаках.
В пятницу приходила очередь зятя угощать свою любимую тещу блинами.
Суббота – день, когда новоиспеченная жена звала золовку в гости.
Воскресенье – день окончания Масленицы. Также называют его прощеным воскресеньем. «Гвоздем программы» выступало чучело, которое сжигали на костре. Вместе с ним сгорали и мусор, разного рода хлам, обиды и переживания, зло и несчастья, а также зима. В этот день весна становилась полноправной хозяйкой природы.

Конечно, существует много отличий современной Масленицы от языческой. Но в любом случае она проходит так же весело, с блинами, песнями и хороводами.

Рождество

Не стоит путать христианское Рождество с языческим. Как уже было сказано, это просто превращение праздника в связи с принятием новой религии.

Рождество у древних славян было посвящено Солнцу-Коляде. Накануне как раз была самая длинная ночь в году. Она символизировала то, что день отныне станет вытеснять темное время суток.

Святки и Новый год

Знаменитые двенадцать дней от Рождества до Крещения. В эти дни молодежь ходила колядовать. Для этого юноши и девицы наряжались в разные костюмы (животных или птиц). А затем толпа ряженых ходила по домам, прося угощений. А в благодарность хозяевам желали всего самого лучшего в новом году и пели веселые песни.

Смысл у колядок был очень глубокий. Славяне верили, что в эту ночь духи предков ходят по домам, принося благополучие и богатство.

Святки также всегда ассоциируются с гаданиями, особенно у девушек. И вправду, именно святочные гадания считались всегда самыми правдивыми. Гадали на судьбу, на женихов, на свершение каких-либо планов.

Что касается новогодней елки, то это тоже древняя языческая традиция. Зеленую красавицу обязательно украшали конфетами и другими сладостями. Это делали, чтобы задобрить и отблагодарить души предков. А огоньки на елке символизировали солнце.

Это самые популярные и распространенные языческие праздники славян, дошедшие до наших дней. Но кроме них в этот список также можно внести:

  • Ивана Купала. Он изменился и стал днем Святого Иоанна Крестителя.

Перунов день. Сегодня известный как Ильин день.

Удивительно, но сегодня можно побывать на настоящем славянском празднике. На таком, каким он был изначально придуман. Такие дни организуют специальные славянские общества, общины. Они максимально приближены к старинным традициям, и любой почувствует себя настоящим славянином!

В гости 1 января

Константин Трутовский. Колядки в Малороссии (фрагмент). 1800-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Зинаида Серебрякова. Катя в голубом у елки (фрагмент). 1922. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

Федот Сычков. Христославы. Дети старой деревни (фрагмент). 1935. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, Саранск, Республика Мордовия

Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды праздников. Начинали гулять 24 декабря (6 января по новому стилю) — в рождественский сочельник; 25 декабря (7 января) отмечали Рождество; 1 января (14 января) — Новый год и 6 января (19 января) — Крещение. Официально было всего четыре выходных дня, но на деле народ праздновал почти две недели.

Церковные и светские традиции были тесно связаны. В рождественскую ночь шли колядовать, а утром — в церковь на торжественное богослужение. Храмы в больших городах часто бывали переполнены, и на рождественскую службу даже продавали билеты, достать которые было непросто. В этот же день навещали друзей, родственников и ходили в гости «с визитами». За день успевали посетить несколько домов и везде поднимали тосты в честь праздника и угощались рождественскими блюдами.

На протяжении всех праздников в богатых и знатных семьях устраивали званые обеды, пышные балы и маскарады. По правилам этикета делать новогодние визиты можно было на протяжении всего января, но наиболее учтивым считалось навестить гостей 1-го числа.

Шикарные праздники проводили и в дорогих ресторанах. Федор Шаляпин так описывал встречу Нового года в московском «Яре»: «Горы фруктов, все сорта балыка, семги, икры, все марки шампанского и все человекоподобные — во фраках».

Простые люди развлекали себя катанием на ледяных горках и санях. В больших городах работали балаганы, а на Воробьевых горах запускали фейерверки.

В конце XIX столетия появились рождественские открытки. Их отправляли не только родственникам, которые живут в других городах, но и соседям по улице. Текст поздравления старались оформить как можно красивее. Выпускали даже письмовники — книжки с рекомендациями, как лучше поздравить родственников или начальство «в дань учтивости и деликатности».

Языческие обряды и празднества XI—XIII вв[править]

Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных, но в равной мере архаичных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев или к ближневосточным земледельческим культам, воспринятым первоначальным христианством.

Одним из элементов были солнечные фазы: зимнее солнцесостояние, весеннее равноденствие и летнее солнцесостояние. Осеннее равноденствие очень слабо отмечено в этнографических записях.

Вторым элементом был цикл молений о дожде и о воздействии вегетативной силы на урожай. Третьим элементом был цикл празднеств урожая. Четвёртым элементом были дни поминовения предков (радуницы). Пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца. Шестым элементом были христианские праздники, часть которых тоже отмечала солнечные фазы, а часть была связана с аграрным циклом южных областей Средиземноморья, имевшим иные календарные сроки, чем аграрный цикл древних славян.

В результате постепенно создалась очень сложная и многоосновная система русских народных праздников.

Одним из главных элементов святочных обрядов было ряженье в звероподобные одежды и пляски в «машкерах». Ритуальные маски изображались на серебряных браслетах.

Маскарады продолжались все зимние святки, приобретая особый разгул во вторую их половину — от 1 по 6 января, в «страшные» велесовы дни.

После принятия христианства в качестве государственной религии происходило календарное замещение и столкновение древних языческих праздников с новыми, церковно-государственными, обязательными для правящих верхов. В ряде случаев христианские праздники, возникшие, как и славянские, на первобытной астрономической основе, на солнечных фазах, совпадали по срокам (рождество христово, благовещенье), нередко они расходились.

Русальские заклинательные обряды и пляски были начальной стадией языческого празднества, завершавшегося обязательным ритуальным пиром с обязательным употреблением мясной скоромной жертвенной пищи: свинины, говядины, кур и яиц.

Так как многие языческие праздники совпадали или календарно соответствовали с православными, то внешне приличия были почти соблюдены: пир устраивался, например, не по случаю праздника рожаниц, а по причине дня рождества богородицы, но продолжался и на следующий день уже как «беззаконная вторая трапеза».

Новогодние традиции[править]

В России начало года 1 января введено первым российским императором Петром I в 1699 году, став одной из его реформ. Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней; домовладельцы должны были ставить перед домами и воротами, для украшения, хвойные деревья, и каждый вечер зажигались смоляные бочки, пускались ракеты, палили из двухсот пушек перед Кремлем и в частных дворах из маленьких орудий. Все это делалось на немецкий образец.

Новый год в СССРправить

Но по-настоящему всесоюзным праздником Новый Год стал только в СССР. Этому предшествовала отмена Рождества в 1929 году (стало обычным рабочим днём пятидневки) и введения фактически запрета на его празднование в рамках атеистической кампании, проводимой в СССР. Специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений. Впервые Новый год стали праздновать в 1935 году: Дед Мороз, ёлка (дерево и сам праздник), подарки под ёлкой — все неизменные атрибуты старого Рождества по велению атеистов сделались «новогодними». В январе 1937 года у Деда Мороза появилась обязательная спутница — Снегурочка, истоки которой лежат в языческой мифологии.

Празднование Нового года, как новая советская традиция, одной из первых описана в рассказе «Чук и Гек» Аркадия Гайдара 1939 года и в повести «Комендант снежной крепости».

В советское время также появились собственные атрибуты Нового года: мандарины, салат оливье, бой курантов, во время которого нужно обязательно загадать желание, торжественное обращение государственного лидера к гражданам страны. В Российской империи в новогоднюю ночь проводились балы, в советское время на смену им пришли, как и в ряде других стран, новогодние огоньки и застолья, которые сопровождают традиционные песни, такие как «В лесу родилась ёлочка» и «Пять минут».

В 1954 году впервые зажглась главная ёлка страны — Кремлёвская. Впоследствии репатрианты из СССР превратили празднование Нового года в «этнический праздник» русских евреев с новогодними подарками, ёлками, дедами морозами, «полуночным шампанским».

Новый год в кинофильмах СССРправить

Советская традиция празднования Нового года является одним из основных сюжетов в следующих фильмах:

Чук и Гек, Карнавальная ночь, Двенадцать месяцев, Зигзаг удачи, Ирония судьбы, или С лёгким паром!, Джентльмены удачи, Эта весёлая планета, Новогодние приключения Маши и Вити, Чародеи, В тринадцатом часу ночи.

Новые веянияправить

С конца 1970-х в Советском Союзе и других странах Европы появилось модное веяние связывать приход Нового года с одним из животных китайского гороскопа (крыса, бык, свинья и др.), даже несмотря на то, что китайский Новый год наступает позже.

С конца 1980-х в России и ряде стран бывшего Советского Союза зарубежные символы празднования Рождества (в первую очередь в Северной Америке): олени в упряжке Санты Клауса, сочетания красного с зелёным в декоративных элементах, открытки с изображениями венков) становятся популярными символами празднования нового года. Главную роль в этом играет тот факт что зарубежная рождественская ёлка и Санта Клаус в странах бывшего Советского Союза многими воспринимается как главные атрибуты встречи нового года.

С 1992 года и до 2005 года в России нерабочими днями были только 1 и 2 января. С 2005 года с 1 по 5 января были установлены новогодние каникулы; позднее, благодаря переносам выходных дней и Рождеству 7 января, продолжительность доходила до 10 дней. С 2013 года к новогодним каникулам добавились 6 и 8 января.

С конца 1980-х годов в продажу начали поступать бытовые фейерверки и постепенно вошло в традицию сразу после полуночи зажигать их, как организованно, так и экспромтом, просто жителями населённого пункта, района, квартала, дома или отдельной компанией празднующих.

Новогодние традиции и обычаи

Новый год принято праздновать с особым размахом. Русские люди убеждены, что как они его встретят, так и проведут, поэтому столы всегда ломятся от угощений, а дом пестрит украшениями. Сегодня праздник отмечают в кругу семьи или друзей, но также его можно встретить в развлекательном заведении, которые обычно подготавливают развлекательную программу к столь масштабному событию. Перед застольем обязательно слушают поздравления президента, под бой курантов возносят бокалы с шампанским и поздравляют друг друга с наступившим новым годом.

На Руси было принято устраивать народные гулянья. Все выходили на площадь, устраивали маскарад, пели, танцевали и веселились. Подобная традиция существует и по сей день. После застолья россияне отправляются на улицу к наряжённой ёлке, которую обычно устанавливают на главной площади города. Там же, как правило, устраивают ярмарки и концерты, запускают салюты и фейерверки, поздравляют друг друга с праздником и желают счастья в новом году.

Раньше в них переодевались члены семьи и поздравляли детишек, а те, в свою очередь, учили новогодние стихотворения, а затем рассказывали их дедушке-волшебнику. Сегодня же всё чаще заказывают аниматоров, которые прекрасно справляются со своей ролью. Новогодняя ночь – это время волшебства, поэтому многие совершают различные обряды для исполнения желаний, обретения любви, выздоровления или обогащения. Некоторые из них напоминают рождественские ритуалы.

Застолье и угощения

Новогодний стол пестрит разнообразными блюдами. Принято подавать несколько видов гарнира, различные салаты, нарезки и множество закусок. В каждой семье праздничное меню имеет свои особенности, но в нём обязательно присутствует традиционная еда:

  • салат оливье;
  • сельдь под шубой;
  • бутерброды с красной икрой или рыбой;
  • заливная рыба;
  • холодец:
  • фаршированные яйца;
  • запечённая курица или утка.

Из сладостей на столе обязательно должны быть мандарины, конфеты и печенье. Что касается напитков, то традиционным считается шампанское, которое пьют под бой курантов.

Праздничные украшения и атрибуты

За неделю до Нового года по традиции русскоязычные народы украшают дом. В первую очередь наряжают ёлку. Раньше для этого использовали сладости и фрукты, но со временем появились стеклянные и пластиковые игрушки, гирлянды, фонарики и разноцветная мишура. Под украшенной ёлкой ставят фигурки Деда Мороза и Снегурочки, а также подарки.

Окна обычно украшают искусственным снегом и снежинками, которые рисуют непосредственно на стекле либо вырезают из бумаги. Не менее креативно россияне подходят и к собственным новогодним нарядам. До сих пор сохранилась традиция устраивать вечеринки с переодеваниями. Кто-то для этого специально шьёт или арендует костюм, а кто-то просто украшает свою одежду блестящей мишурой, «дождиком», снежинками и прочим. Ещё одними важным атрибутом Нового года являются бенгальские огни, хлопушки и петарды. Их поджигают или взрывают ровно в полночь под счастливый смех и громкие поздравления.

Культы божеств

Реконструкция славянского языческого храма (Радоним)

Данные археологии и письменных источников свидетельствуют, что у славян существовали скульптурные изображения божеств (идолы). Они могли быть как деревянными, так и каменными. Идолов восточных славян отличает простота и грубость исполнения, тогда как у западных славян идолы были более искусными и сложными. Кроме того, отличительной чертой западнославянских идолов является поликефалия (многоголовость). О внешнем виде славянских идолов можно судить по так называемому «Збручскому идолу», а также по описаниям в письменных источниках: известно, например, что идол Перуна, поставленный в Киеве князем Владимиром, был деревянным, с серебряной головой и золотыми усами.

Славяне поклонялись идолам в открытых святилищах (капищах). Обычно у славян роль храма выполнял лес. Наличие храмовых помещений у славян (за исключением западных) не зафиксировано, однако они вполне могли иметь место, не оставив после себя следов, будучи деревянными. На капище проводились обряды поклонения идолам. Капища могли быть огорожены, их обычным атрибутом был костёр, временный или постоянный. Очевидно, капище было построено князем Владимиром для его пантеона, однако оно до сих пор не обнаружено археологами. Рассуждения Б. А. Рыбакова в этом отношении, поддержавшего археологов П. П. Толочко и Я. Е. Боровского, «открывших» капище Владимира, в последнее время оспариваются. Судя по данным летописей, капище Перуна было и в Новгороде, на Перыни. Оно было предположительно обнаружено советским археологом В. В. Седовым, однако и его реконструкции на сегодняшний день вызывают большие сомнения. Из славянских святилищ, обнаруженных археологами, особо выделяют также Збручский культовый центр. В последнее время высказываются предположения о том, что функцию святилищ на Северо-Западе Руси могли выполнять сопки — сакральные памятники в виде насыпей над захоронениями. По крайне мере, сама насыпь чаще всего играла больше ритуальную функцию, чем погребальную. Остатки именно такого святилища могли быть обнаружены на Перыни.

Помимо идолов славяне (как и их соседи — балты и финно-угорские племена) поклонялись и священным камням-валунам. На восточной окраине славянского пространства, до прихода сюда славян, священным камням поклонялись, очевидно, финно-угорские племена.

В письме митрополита Макария Ивану Грозному (1534 год) сообщается о том, что «скверные мольбища идольские сохранялись и до царства великого князя Василия Ивановича», а также, что в качестве мольбищ используются «лес и камни и реки и болота, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды и озера».

Замена идолов на кресты

Язычество перестало существовать де-юре после принятия князем Владимиром христианства в 988 году. Де-факто оно ещё долго соседствовало с православной верой на территории Руси.

Но всё же монотеизм (вера в одного бога) больше подходит для объединённого государства, так как верования легче контролировать, никакого разделения в таком случае быть не может, казалось бы (вспоминаем католиков, протестантов, православных и пр.). Если в православии один бог всё создал и всё контролирует, то в язычестве боги отвечали только за отдельные сферы жизни людей или природные явления. Простое сравнение с муравьями: для колонии муравьёв дети, заливающие их водой, — это языческие боги, а монотеизм — это муравьиный единый бог (я не уверен, к какой конфессии они себя относят) или теория эволюции Дарвина.

История появления праздника

Новогодняя ёлка, установленная на Красной площади в Москве в канун Нового года 2007—2008

Сведения о праздновании Нового года в России появляются с конца XV века — «Парижский словарь московитов» (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника: «Первый день во году». Каждый год начинался с 1 марта по юлианскому календарю, а оканчивался 28 февраля, или 29 февраля в високосные годы.

С 1492 года (с юбилейного 7000 года от Сотворения мира/«от Адама» — согласно Константинопольской эре) каждый новый год в России начинался с 1 сентября по юлианскому календарю. При Петре I в России, начиная с 1700 года от Рождества Христова/«от Христа», новый год стали праздновать ежегодно 1 января по тому же самому юлианскому календарю.

Празднование Нового года до 1700 года

Во время празднования Нового года в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Начиналась церемония около 9 часов утра по современному счёту.

На соборной площади Московского Кремля, напротив северных дверей Архангельского собора, перед Красным крыльцом устраивался большой помост. Помост покрывался персидскими и турецкими коврами. Между Архангельским собором и Иваном Великим на помосте устанавливали три аналоя — два для Евангелий и один для иконы Симеона Столпника Летопроводца. Перед аналоями ставили большие свечи, стол с серебряной чашей для освящения воды. Напротив аналоев ставили два места: слева для патриарха, справа для царя.

Патриарх в сопровождении духовенства выходил на действо из западных ворот Успенского собора. Они несли иконы, кресты и хоругви. Когда патриарх выходил на площадь, с Благовещенской паперти выходил царь. Шествия патриарха и царя сопровождалось колокольным звоном на Иване Великом. Звон прекращался после того, как патриарх и царь занимали свои места.

Царь выходил в праздничной одежде. С 1679 года Фёдор Алексеевич начал выходить на действо в Большом царском наряде — то есть в порфире, диадеме, Шапке Мономаха. Свита, сопровождавшая царя, была одета в золотах, то есть в парчовых одеждах и горлатных шапках. По указу от 19 () декабря  года на празднования нового года полагалось приходить в золотых ферязях.

Царь прикладывался к Евангелию и иконам, его благословлял патриарх. Патриарх в специальной речи спрашивал о здоровье у царя. Царь ответную речь заканчивал словами «…дал Бог, жив».

Духовенство и бояре занимали места по чину у мест царя и патриарха. Соборная площадь была заполнена служилыми людьми. На рундуке (помосте) от Благовещенского до Архангельского собора стояли стольники, стряпчие и дворяне, за ними гости. На рундуке между Благовещенским и Успенским соборами стояли стольники младших разрядов, за ними дьяки, полковники, головы и полуголовы стрелецкие. На паперти Архангельского собора стояли иноземные послы и иностранные гости. На рундуке между Архангельским и Успенским собором стояли генералы, полковники, прочие начальные люди и иностранцы. В задних рядах на рундуках стояли прочие чины, одетые не в золотах. Между рундуков и за рундуками стояли стрельцы со знамёнами, барабанами, оружием.

Начиналась служба, митрополиты, архиепископы, епископы и другие духовные лица подходили по двое с поклоном к царю и патриарху. После службы патриарх обращался с длинной «здравственной» речью к царю. Царь отвечал короткой речью и прикладывался к Евангелию и иконам. После этого царя и патриарха поздравляли с новым годом духовные власти; по два в ряд и с низким поклоном. Царь отвечал поклоном головы, а патриарх — благословением. Потом царя поздравляли бояре и прочие светские чины с поклоном на большой обычай (почти до земли). При этом один из старейших произносил поздравительную речь. Потом бояре поздравляли патриарха. Когда взаимные поздравления заканчивались, царя поздравляла вся площадь. Все присутствующие на площади, включая стрельцов, били челом в землю. Государь отвечал поклоном.

После окончания действа царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь.

Преобразования Петра I

Рукопись Указа Петра I № 1736 от 20 () декабря  года «О праздновании Нового года»

С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января, но по старому юлианскому календарю.

Однако к 1700 году большинство государств Европы уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия отпраздновала наступление 1700 года на 10 дней позже, чем в европейских странах, наступление 1701—1800 годов — на 11 дней позже, 1801—1900 — годов на 12 дней, а 1901—1918 годов — на 13 дней позже. 1 () февраля  года в Советской России был введён григорианский календарь, и празднование наступления 1919 года состоялось уже по новому стилю.

«В лесу родилась елочка…»

Когда же появилась на празднике елка? Новый год без нее мы сегодня себе даже не представляем. Появилась она сравнительно недавно – каких-то пару столетий назад. Как уже упоминалось выше, после смерти первого императора традиция ставить пушистую красавицу не прижилась, да и сам праздник во многом был популяризирован исключительно усилиями монархов. В частности, Екатерина Великая ввела бал-маскарад, ставший своеобразным залогом успешного отмечания.

Когда снова начали наряжать на праздник елку, достоверно не известно. По одной из версий этот обычай ввела прусская принцесса Шарлотта, супруга императора Николая I, принявшая православие под именем Александры Федоровны. С ее легкой руки в 1818 году елку устроили в московском дворце, а через год и в Петербурге.

Согласно второй версии первыми елку начали ставить в 40-х годах того же столетия обрусевшие немцы. Их тогда в Петербурге проживало достаточно много. Вскоре елки появились и в домах именитых и обеспеченных горожан.

В то время пушистых красавиц ставили в канун Рождества и украшали по немецкому образцу – с обязательной Вифлеемской звездой на верхушке. Кроме того, в роли украшений выступали яблоки, орехи, ленты, конфеты, свечи. Игрушки с рождественской символикой и стеклянные шары появились уже позже. Кроме того, в богатых семьях украсить дерево могли и драгоценностями, драпировать роскошной тканью. Ну а какой праздник без подарков? Дети получали сладости, подростки – книги и одежду, девушки – цветы, альбомы, шали.

В тех же 40-х годах елка, Новый год олицетворяющая, появилась в повсеместной продаже, став доступной не только избранному кругу власть имущих, но и небогатым чиновникам, которые также хотели радовать своих домочадцев. Благо постепенно удлинялось и время, отведенное на отмечание: от одного дня до нескольких, а то и до самого Крещения. Гулять так гулять! С длинными рождественскими и новогодними каникулами и сейчас ассоциируется приход января.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации