Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 1

Муранское стекло

История

Н. Н. Качалов выделяет в истории стеклоделия в Венеции четыре периода: 1) зачаточная стадия, производство простейших предметов домашнего обихода (X—XIII вв.); 2) период интенсивного развития (XIII—XIV вв.); 3) эпоха мирового господства Венеции в области стеклоделия (XV—XVII вв.); 4) период упадка (XVIII в.). К этой периодизации можно добавить период возрождения традиций, начавшийся в XIX веке и продолжающийся до сих пор.

Ключевым моментом в истории венецианского стекла стал XIII век. Стекло в Венеции изготавливали и до того, но оно ничем не отличалось от стекла, производившегося в других европейских странах, и особой художественной ценности не имело. Это были изделия бытового назначения: простейшие питьевые сосуды, бусы и т. д. Однако в XIII веке венецианцы привезли из Константинополя образцы византийского художественного стекла и рецепты его изготовления, что дало толчок к развитию новых технологий.

Вначале стекольные мастерские располагались в самой Венеции, но производство стекла, связанное с огнём, грозило пожаром деревянным постройкам города. Поэтому в конце XIII века было принято решение перенести мастерские вначале за черту города, а потом и вовсе на отдельный остров. Именно с тех пор Мурано стал центром производства венецианского стекла.

Венецианская республика вела широкую торговлю со странами Запада и Востока, и одним из предметов этой торговли было муранское стекло. Получая от продаж немалую прибыль, Венеция всячески стремилась держать в тайне секреты его производства, чему как нельзя лучше способствовала изоляция мастеров-стеклодувов на острове. Чужаки не имели права заниматься производством стекла в Мурано, фабрику могли построить только те, кто уже был в профессии: или сыновья владельцев других местных фабрик, или мастера-стеклодувы. Вывоз сырья за пределы Венеции запрещался, разглашение технологий производства каралось тюрьмой или смертью. Однако наряду с этим стеклодувам предоставлялись и особые привилегии, дабы удержать их на острове. Самой почётной из них была та, что дочери главных муранских стеклодувов имели право выходить замуж за венецианских патрициев, и при этом их потомство сохраняло все дворянские титулы. Это было особенно удивительно для такой страны, как Венецианская республика, где знать очень держалась за свои аристократические привилегии.

Стакан из муранского стекла. Около 1330

XIV—XV века — время расцвета венецианского стекла. В этот период оно уже широко известно и высоко ценится во всей Европе; изделия из него венецианские дожи преподносят в качестве ценного подарка гостям города. В это же время вырабатываются и определённые каноны изготовления стеклянных изделий, появляются устойчивые формы различных сосудов. Современников особо поражала абсолютная прозрачность венецианского стекла, которая сейчас представляется само собой разумеющейся. Удивительными казались и богатство красок, и разнообразие декоративных деталей.

В XVI столетии слава муранского стекла становится поистине мировой; заказы на него поступают в Венецию из разных стран. Типичными изделиями этого периода были бокалы в виде широкой чаши на узкой длинной ножке, зачастую украшенной декоративными элементами. Кроме того, мастера изготавливают сосуды причудливых форм в виде цветов, животных, птиц, гондол, колоколен.

Люстра из муранского стекла

В XVII веке мода на муранское стекло проходит: Европа отдаёт предпочтение гранёному богемскому стеклу. Ходовым товаром оставались только зеркала и люстры из венецианского стекла, богато украшенные гирляндами листьев и цветов, гроздьями плодов, изогнутыми рожками и розетками. Металл в них почти не использовался; там, где без него нельзя было обойтись, железная арматура тщательно маскировалась. Спрос на них держался вплоть до XVIII столетия, когда эти люстры считались незаменимым элементом интерьеров в стиле Людовика XV.

В XVIII веке Венецию оккупируют французские войска, стекольные цехи закрываются. Многие мастера покидают страну, старинные технологии утрачиваются.

Возрождение стеклянного производства начинается только в середине XIX века благодаря энтузиазму одного человека — Антонио Сальвиати, адвоката из Виченцы. Он основал в Мурано завод, производивший изделия по традиционным венецианским технологиям. С тех пор интерес к венецианскому стеклу уже не ослабевал, и оно неизменно пользуется популярностью во всём мире.

В 1861 году на острове был открыт Музей муранского стекла, в котором хранится коллекция наиболее выдающихся стеклянных изделий с XV по XX век.

Виды художественного стекла

Существует много разновидностей венецианского стекла. Увидеть самую полную коллекцию можно в музее на о. Мурано. Расположен музей во дворце Палаццо Юстиниана, служившем резиденцией епископов с начала XVII до середины XIX века.

Самые известные виды стекла с о. Мурано:

  • неокрашенное прозрачное стекло;
  • неокрашенное стекло со стеклянными нитями внутри;
  • агатовое, имитирующее узоры агата;
  • мозаичное, в том числе миллефиори;
  • стекло, окрашенное в различные цвета благодаря окиси металлов;
  • стекло с эмалью и позолотой;
  • непрозрачное, молочного цвета, который появляется благодаря окиси олова;
  • стекло с авантюриновым переливом из множества блестящих точек, в него добавлена медь;
  • кракелированное, украшенное мельчайшими трещинами.

Искусство изготовления цветочных и мозаичных узоров внутри стекла было известно в древнем Египте за 200 лет до н. э., затем его заимствовали римляне. Венецианским стеклодувам секреты техники миллефиори стали известны в XIII–XVII веках.

Технология производства

Главным инструментом для производства стекла является железная трубка с грушевидным утолщением для захвата горячей стеклянной массы. Неизменными остаются и древние традиции, при которых изделия изготавливаются с применением различных материалов и приёмов, но обязательно вручную без конвейерной сборки и литьевых машин.

Расплавленный кварцевый песок льют на слой олова с зеркально-гладкой поверхностью, используя определённые условия. Конец трубки нагревается на огне и погружается в расплавленную стеклянную массу, прилипающую к концу в виде кома. С другого конца мастер дует в трубку, образуя, таким образом, полое пространство внутри.

Существует большое количество техник декорирования стекла. Использование техники Vetro даёт возможность получить многослойное стекло с красивыми эффектами различных цветов, плавный переход из одного цвета в другой.

История венецианского стеклоделия

Муранское стекло начали изготавливать еще в XIII столетии итальянские мастера с острова Мурано, который расположен недалеко от Венеции. Венецианские стеклодувы и раньше знали, как делать стекло, но оно не имело большой художественной ценности. Из него делали простые сосуды для применения в быту, различные украшения и бусы.

Мастерские по выплавке стеклянных изделий, расположенные в Венеции, перенесли на отдельный остров, опасаясь пожара в городе, построенном из деревянных брёвен. Мастера вместе с семьями селились на острове Мурано. Искусство передавалось по наследству, стеклодувы пользовались всеобщим уважением и имели важные привилегии. Например, они могли выдавать дочерей за представителей знатного рода, а внукам по наследству предавались все титулы отца. Иностранцы не могли строить стекольные мастерские на острове.

После завоевания Венеции французскими войсками в XVIII веке венецианское стеклоделие пришло в упадок, забылись старинные рецепты, разорились и закрылись мастерские. Только в середине XIX столетия уникальное производство возродилось, благодаря появлению завода, где снова начали делать венецианское стекло с использованием традиционных рецептов.

Разновидности муранского стекла

Существует несколько разновидностей муранского стекла:

  • Агатовое стекло. Изделия из такого стекла многослойные. Их разноцветные слои расположены в разных плоскостях, что делает изделия из такого стекла похожими на изделия из агата.

  • Авантюриновое стекло, его ещё иногда называют «золотым песком». Его получают путём добавления в стеклянную массу медной крошки, которая кристаллизуется при высокой температуре и дает в итоге своеобразный эффект.

    Изделия из такого стекла очень похожи на изделия из натурального авантюрина. Сам камень в природе бывает трёх цветов: коричневого, синего и зелёного. Последние два оттенка встречаются крайне редко и нередко их заменяют авантюриновым стеклом.

  • Филигранное стекло получают, добавляя в массу прозрачного стекла множество тонких цветных нитей. Нити эти представляют собой либо хаотичное сплетение, либо правильную сетку. В итоге, не без технологических тонкостей, после выдувания изделие приобретает уникальную окраску и сетчатую фактуру.

  • Мозаичное стекло, изготовление которого получило название «технология Миллефиори», в изготовлении сложнее всего: тонкие прутки слоёного разноцветного стекла, в поперечном сечении имеющие форму цветочка, звезды, круга или другой геометрической фигуры, нарезаются на миллиметровые кусочки и вплавляются в другие стеклянные формы.

Сегодня появилось немало аналогов муранского стекла, значительно уступающие оригинальным вещам по качеству и внешнему виду. Так что будьте внимательны. Ну а если вам доведётся побывать в Италии и попасть в Венецию — отправляйтесь на остров Мурано.

Сегодня туда можно попасть практически беспрепятственно и посетить Музей стекла на Стеклянной набережной или одну из многочисленных сувенирных лавок. Поверьте, оно того стоит!

На что обратить внимание при покупке?

При покупке следует обратить внимание на следующие моменты:

При касании на ощупь ощущается прохлада.
Настоящие изделия не выгорают и не тускнеют.
Блики и блеск на солнце, при ярком освещении.
На обратной стороне украшений должна присутствовать золотистая надпись “Murano Glass”, она не должна стираться, царапаться и соскребаться.
Наклейка Vetro Artistico наносится при невозможности внести надпись в стекло, иногда Murano Glass выдавливается на противоположной стороне стекла.
В магазине необходимо уточнить наличие сертификатов фабрики, который должен быть у любого нового изделия, изготовленные до 1980 г

антикварные изделия могут не иметь документов.
Чаще всего подделывают аквариумы и пресс-папье, поэтому при их покупке следует проявлять повышенную осторожность.. https://www.youtube.com/embed/2sSRl0-Ke6c

Литература

  • Всеволожская С.Н. Венеция. — Ленинград: Искусство, 1970. — 222 с.
  • Качалов Н.Н. Стекло. — Москва: Издательство Академии наук СССР, 1959. — С. 98—128. — 465 с.
  • Красильникова Е.Н. Венеция. — Москва: Вече, 2003. — С. 164—170. — 208 с.
  • Пристинский В. 100 знаменитых изобретений. — Харьков: Фолио, 2006. — 511 с.
  • Marc Heiremans. Murano glass: themes and variations. — Arnoldsche, 2002. — 223 p. — ISBN 3 89790 163 3.
  • Carl I. Gable. Murano Magic: Complete Guide to Venetian Glass, Its History and Artists. — Schiffer Pub., 2004. — 256 p.
  • Laura Morelli. Venice. A Travel Guide To Murano Glass,Carnival Masks, Gondolas, Lace, Paper, & More. — 2015. — ISBN 978-0-9893671-5-8.

Развитие стекольного дела в Венецианской республике

С падением Византийской империи производство и искусство стекла продолжилось в Венеции, где оно зародилось около пяти веков назад.

В 1291 году в Венеции был издан приказ, согласно которому все печи, работавшие в городе, должны были быть перевезены на остров Мурано.Такая мера безопасности была вызвана участившимися пожарами, а если учесть, что в Венеции того времени большинство построек были деревянными, то любой пожар мог легко охватить весь город. Все местные стеклодувы вместе со своими мастерскими тоже должны были переселиться на остров.

В то же время чтобы защитить ремесло стеклодува, уберечь секреты профессии от распространения, всем стекольных дел мастерам было строжайше запрещено покидать Венецию, а тот, кого обнаруживали за пределами указанного властями местожительства, подвергался жестокому наказанию: его отправляли на каторгу или убивали, а у семьи несчастного отбирали все имущество.

С другой стороны, стеклодувы обладали и немалыми привелегиями. Их труд очень хорошо оплачивался, их имена записывали в «Золотую книгу острова», что давало право им и их детям сочетаться браком со знатными венецианцами, и потомки от таких союзов сохраняли знатное достоинство. Муранские мастера имели свое управление, свой суд и даже чеканили свою монету. Особой привилегией муранских мастеров было право носить два кинжала для защиты от разбойных нападений.

Муранская продукция быстро снискала мировую славу. В XIII-XIV веках знатные дома Европы заказывали в венецианских стекольных мастерских бокалы, который по сей день хранятся в музеях. Венеция переманила к себе самых лучших мастеров стекла мира того времени и была очень ревнива по отношению к ним: каждая попытка покинуть Венецию сурово наказывалась.

Начав с производства стекол для окон, дверей, витражей, несложных стеклянных украшений, к 15 веку благодаря мастерам с высоким техническим и художественным уровнем  Мурано достиг международного признания в изготовлении изделий из дутого стекла. К этому времени на острове работало около трехсот стекольных мастерских, а ремесленников с семьями насчитывалось примерно 25 тысяч.

Искусство стекольного дела достигает своего расцвета в Венеции в конце XV – начале XVI века. В следующие века состав смеси для производства стекла продолжает улучшаться, что дает возможность получать изделия необычайной легкости.

Люстра из муранского стекла. Фото worldcasa.it

С падением Венецианской республики почти полностью прекращается и муранское стекольное производство, и возрождается только во второй половине XIX века, тогда же стали формироваться школы для будущих мастеров стекла.

Интересные факты о муранском стекле

  1. Венецинаское стекло – это только ручная, уникальная работа, что является одним из его достоинств. Каждое произведение — это неповторимый предмет искусства, философия, заложенная мастером, порыв его Души, высокая идея и стиль.
  2. Как и много лет назад, инструментами современных мастеров стекольного производства являются трубка для выдувания, ножницы, щипцы и пинцеты.
  3. Оно имеет настолько обширное количество оттенков, что некоторые из них переигрывают даже природные самоцветы.
  4. Бижутерия из мурского стекла ценится наравне с изделиями из драгоценных металлов и камней.
  5. Муранское стекло бывает нескольких типов: бесцветное, цветное, молочное, мозаичное, агатовое, авантюриновое.
  6. Яркие краски венецианского стекла являются вечными. Они не стираются и не выгорают.
  7. Венецианское стекло всегда холодное, даже в сильную жару.
  8. В истории известны случаи, когда купцам удавалось на бусинки из муранского стекла выменять целые корабли с рабами.
  9. В 16 веке железные зеркала были заменены на зеркала из муранского стекла.
  10. На острове Мурано в 1861 году был организован Музей стекла. Основателем данного музея стал аббат Винченцо Дзанетти. Его же стараниями на год позже при музее была открыта школа выходного дня мастеров-стеклодувов, где изучались рисунки и шедевры прошлого, хранящиеся в музеи. Музей расположен в дворце Палаццо Джустиниана, бывшей резиденции епископа Торчелло. Здание построено в готическом стиле.

Изначально экспонаты музея занимали всего лишь одну комнату, но постепенно экспозиция расширилась, и под музей было отдано все здание. На сегодняшний день в музее представлены не только экспозиции венецианского стекла, но и творения древних мастеров римского периода, эпохи возрождения и энонских некрополей.

Муранское стекло

http://nblight.ua/articles/interesnyie-faktyi-o-muranskom-stekle.html

Технологии производства

Муранский стеклодув

Изначально мастерские стеклодувов располагались в небольших одноэтажных зданиях. У печи работали трое: мастер, его помощник и мальчик-ученик.

Изготовление любого стекла начинается с песка. Для производства муранского стекла традиционно использовался песок из французского леса Фонтенбло, один из чистейших в мире. Песок нагревается до температуры 1200—1400 °C.

Разогрев стеклянную массу, мастер берёт специальную трубку с мундштуком на одном конце и утолщением для забора стекла на другом. За две тысячи лет существования ремесла эта трубка не претерпела существенных изменений. Дополнительные декоративные материалы могут добавляться как в стеклянную массу, так и на поверхность выдуваемого «пузыря». Спектр изготавливаемых изделий чрезвычайно широк: вазы, бокалы, блюдца, подсвечники, фигурки животных, пресс-папье, абажуры, бусы и т. д.

Наиболее известными разновидностями венецианского стекла являются следующие:

Подвеска в технике миллефиори

  • цветное стекло, для производства которого используются окиси цветных металлов: окись железа даёт зелёный цвет, кобальт — синий, и т. д.;
  • прозрачное бесцветное стекло;
  • эмалированное и позолочённое стекло;
  • филигранное стекло, то есть бесцветное стекло, внутрь которого включены стеклянные нити (чаще всего белого цвета);
  • молочное стекло: непрозрачное, молочного оттенка, полученное путём добавления в стеклянную массу окиси олова;
  • агатовое стекло, имитирующее узоры агата;
  • авантюриновое стекло, изобретённое муранскими мастерами в XVII веке: добавление меди в стеклянную массу позволяло получить эффект множества сверкающих точек;
  • мозаичное стекло, в том числе миллефиори (итал. millefiori — «тысяча цветов»), выглядящее как пёстрое поле, состоящее из отдельных звёздочек, цветочков, розеток;
  • кракелированное стекло, украшенное сеткой трещин, полученных при мгновенном охлаждении горячего стекла.

Что такое урановое стекло?

Цветное урановое стекло получается при добавлении к силикатному стеклу солей и окислов урана. Стекловары использовали урановые соединения для варки прозрачного стекла желто-зеленого, изумрудного и коричневого цветов. Однако, технология изготовления не была широко известна в связи с тем, что рецепты хранились в строгом секрете и передавались из поколения в поколение.

Сегодня ! Для изготовления стекла различных оттенков в шихту добавляют несколько процентов:

  • желтого диураната натрия Na2U2O7*Н20;

  • оранжевого трехокиси урана UO3;

  • коричневого закиси урана UO2;

  • темно-зеленого смешанного оксида U3O8 (урановой смолки).

За счет варьирования температуры, достигается различная степень прозрачности стекла. Интенсивно желтые и оранжевые оттенки получали добавлением к красителям сернистого кадмия.

История происхождения, месторождение

Стекло, как известно, было изобретено в Древнем Египте и Месопотамии, в Древнем Риме появилась технология его изготовления, венецианцы превратили это дело в настоящее искусство.

Венеция считается родиной техники, стекло производилось здесь с 8 в., но на протяжении долгого времени изделия никак не выделялись из массы произведений других производителей из-за невысокой художественной ценности.

Историческим моментом в развитии производства стали события 13 в. когда венецианцы привезли из столицы Византии образцы расписных стеклянных изделий с рецептами.

Это событие дало новый толчок новому направлению, при изготовлении муранского стекла стали использоваться новые методы, в том числе с использованием огня.

Изначально мастерские располагались непосредственно в черте города, из-за повышенной опасности для деревянных построек производственные мощности были перенесены на остров. С этого времени Мурано превратился в центр изготовления стекла.

Изделия стали пользоваться спросом в европейских и азиатских странах, что стало серьезным источником доходов для Венеции.

Метод изготовления хранился в секрете, чему способствовало также размещение стеклодувов в изоляции на острове.

Разглашение секретной технологии каралось смертной казнью, любые попытки вывести стекло с острова строго наказывались. Даже строительством фабрик занимались сами мастера, их дети или причастные к производству люди.

Сотрудникам фабрики предоставлялись определенные привилегии, чтобы они оставались на острове максимально долго. Дочери начальников стеклодувов имели право выйти за представителей венецинской знати, их дети наследовали все титулы и регалии.

Расцвет муранского стекла пришелся на 14-15 в., слава о нем разлетелась очень широко, изделия получили распространение по всей Европе.

Муранское стекло стали преподносить в качестве сувенира важным гостям города, в этот же период стали устанавливаться правила производства разных видов сосудов.

Покупатели были в восторге от прозрачности стекла, которое на тот момент было недостижимым

Внимание привлекали также большое разнообразие оттенков и элементы декора

1861 г. на острове был открыт Музей венецианского стекла, где была помещена коллекция из выдающихся изделий, произведенных в период с15-20 век.

Немного истории

Восхитительно муранское стекло! Что это такое — мы расскажем позже. Начали производить его примерно в двенадцатом веке стекловары острова Мурано, неподалеку от Венеции. Материал, признанный элитным в семидесятых годах двадцатого столетия, с самого начала своего появления был особенным. Стекло это действительно уникальное, поскольку техника предусматривала применение выдувания и кропотливой ручной работы мастера. Секреты производства хранились в строжайшей тайне, передавались от отца к сыну. Мастера, которые знали, как производить муранское стекло, жили и работали на острове. Был даже специальный надзор, который следил, чтобы они не поведали тайну чужаку и тем более чтобы не выехали из страны.

В саму Венецианскую республику стекло и некоторые знания о ремесле попали с Востока. Поняв, насколько выгодным может стать стекловарение, правительство организовало предприятия на острове, чтобы тайна оставалась тайной, а также чтобы уберечь город от возможных пожаров. Поэтому муранское стекло имеет и другое название – венецианское.

Шаги

Метод 1 из 3:

Поверхностные способы определения муранского стекла

  1. 1

    Найдите наклейку или штамп. Если на наклейке или штампе есть надпись «Made in Italy» или «Made in Venice», то, скорее всего, это не муранское стекло. Это один из двух способов, используемых людьми, не имеющими отношение к стеклоделию, чтобы убедить туристов в том, что изделие было сделано в Мурано без прямого указания этого факта.

    • Изделие с наклейкой «Made in Murano» может быть подделкой. В настоящее время много предметов производится в Китае и продается в Венеции как муранское стекло.
    • Точно так же, если на изделии есть надпись «Murano-style», то это вряд ли настоящее муранское стекло.
  2. 2

    Спросите у продавца, является ли стеклянный предмет старым, или он новый?

    Муранское стекло, изготовленное до 1980 г., вряд ли будет иметь сертификат, поэтому этот метод идентификации работает на 100% только для нового стекла.
    X
    Источник информации

    Новое муранское стекло должно сопровождаться сертификатом от фабрики, гарантирующим его подлинность. В случае покупки или продажи стекла продавцами антиквариата, он должен прилагаться к стеклянным изделиям.

  3. 3

    Будьте очень осторожны, когда имеете дело с пресс-папье и аквариумами. Это самые распространенные подделки, продаваемые под видом муранского стекла. Переходите к следующим методам распознавания, чтобы узнать, является ли стекло муранским.

Метод 2 из 3:

Определение по внешнему виду

  1. 1

    Не рассчитывайте на свою способность распознать настоящее муранское стекло по цвету. С уверенностью это может сделать только натренированный глаз эксперта.

  2. 2

    Не пытайтесь определить подлинность муранского стекла по интернету. Если вы хотите купить изделие, лучше определять его по подписи мастера-стеклодела, каталогу или сертификату аутентичности.
    X
    Источник информации

  3. 3

    Поищите подпись на самом изделии. В Мурано работают следующие мастера-стеклоделы: Эрколе Баровье, Архимеде Сегузо, Аурелиано Тозо, Гальяно Ферро, Винченцо Назон, Альфредо Барбини и Карло Моретти. В прошлом на муранских фабриках по производству стеклянных изделий конечно же трудились и другие мастера.

    • Если подпись выглядит так, будто ее процарапали на поверхности стекла после того, как оно затвердело с помощью ручки с карбидным наконечником, то это вероятнее всего попытка выдать подделку за дизайнерский оригинал.
    • Чтобы узнать, находится ли подпись в правильном месте, вам нужно будет перейти к следующему методу. О местах расположения подписей и ярлыков указывается в каталогах.
  4. 4

    Попробуйте найти свидетельства использования настоящего золота или серебра при изготовлении стеклоизделия.

  5. 5

    Найдите свидетельства изготовления изделия вручную. Муранское стекло выдувают с помощью стеклодувной трубки, поэтому в нем должны быть пузырьки, асимметрично расположенные в объеме стекла.
    X
    Источник информации

  6. 6

    Ищите сформованную с погрешностями поверхность, мутное стекло или размытые цвета. Хотя стекло, полученное посредством выдувания, не является совершенно равномерным, подобные ошибки допускаются редко.

Метод 3 из 3:

Идентификация по каталогу

  1. 1

    Прочитайте «Глоссарий муранского стекла» на сайте Fossilfly.com. Это хорошая инструкция по технике и стилям муранского стекла. Вы можете обращаться к нему, читая фабричные каталоги.

  2. 2

    Запросите каталог на самой фабрике. У фабрик есть каталоги по крайней мере их текущих изделий, но возможно и их винтажных изделий из стекла. Зайдите на сайт 20thcenturyglass.com, где вы можете найти популярные муранские фабрики по производству стекла, а затем зайдите на их сайты, чтобы запросить каталоги.

  3. 3

    Воспользуйтесь услугами эксперта для идентификации изделий из стекла.

    Если вы не смогли найти эксперта, попробуйте разместить фотографии и информацию на форуме по антикварному стеклу. Вы можете выяснить более креативные способы идентификации стекла.

    Если подлинность все еще под вопросом, вам следует связаться с местным экспертом по антиквариату из стекла и показать ему всю имеющуюся у вас информацию. Хотя эксперты не могут быть точными на 100%, им будет легче чем кому бы то ни было идентифицировать изделие из стекла.

  • Сертификат аутентичности
  • Каталоги фабрик Мурано
  • Фабричный ярлык
  • Подпись дизайнера

Исторические факты

Самым важным историческим моментом в развитии процесса создания венецианского стекла стали события тринадцатого века. Венеция производила его и до того времени, однако оно совершенно не выделялось из довольно обильной среды других производителей, так что не обладало особенным уровнем художественной ценности. Но в 13 веке жители Венеции привезли из Константинополя несколько образцов византийских расписных стеклянных изделий и пару рецептов его производства. Это дало ему особенный шанс, и венецианцы ими воспользовались, применив новые технологии.

Изначально мастерские по производству таких изделий были расположены непосредственно в Венеции. Однако процесс его изготовления был связан с огнем, что угрожало целостности деревянных построек страны. Исходя из таких соображений, приняли решение для перенесения мастерских сначала за пределы города, а после того вообще на отдельный остров. Как раз с тех пор Мурано называют центром изготовления венецианского стекла.

Представители венецианской республики начали широкую торговую деятельность с некоторыми западными и восточными странами. Среди прочего, предметом торговых отношений было и муранское стекло. Так как Венеция получала от таких продаж немалую прибыль, она всячески старалась держать в тайне секретную технологию производства. Изоляция мастеров-изготовителей-стеклодувов на острове была очень даже кстати.

Прибывшие не имели права устраиваться в мастерские, где изготавливалось муранское стекло. Даже строительством фабрик занимались те, кто был причастен к профессии стеклодува на них, это могли быть дети обладателей других фабрик поблизости или сами мастера. Вывозить его из Венеции было категорически запрещено, попытки разглашения способа изготовления венецианского стекла наказывалось тюрьмой или даже смертной казнью.

Однако при этом причастным сотрудникам фабрик предоставляли некоторые особые виды привилегий, чтобы был способ удерживать их на острове как можно дольше. Наиболее почетной из них считалось то, что любая из дочерей начальников среди стеклодувов могли заключать браки с представителями венецианской знати, и их дети сохраняли за собой все дворянские титулы и права

Для местного населения это было крайне важно, поскольку все жители этой страны всегда держались за возможность приобрести подобные дворянские привилегии

14-15 век славится расцветом муранского стекла. На протяжении этого времени слава о нём разлетелась уже очень широко и его начали очень высоко ценить по всей Европе. Стеклянные изделия стали преподносить в качестве особенных подарков для важных гостей, посещающих город. В течение этого времени также стали определяться некоторые правила производства сосудов разного рода. На тот момент многих приводила в восторг чрезвычайная прозрачность муранского стекла, что сейчас — обычный показатель для любого его вида. Также особенными считались разнообразие цветовых сочетаний и интересные элементы декора.

1861 год отметился открытием на острове Музея венецианского стекла, в который поместили коллекцию из самых выдающихся изделий, изготовленных с 15 по 20 век.

Вазелиновое стекло (vaselineglass)

Так называли урановое стекло желтоватого цвета, напоминающее вазелин, которое появилось в конце 19 века в США. Его получали путем добавления в шихту 2% уранового красителя и добавок, чувствительных к температуре. После двойного нагрева изделия оно становилось молочно-белым по краям с плавным переходом к лимонно-желтому оттенку.

Вазелиновое стекло легло в основу линии посуды Perline: кубки, тарелки, салатницы насыщенного желтого, зеленого и коричневого цветов, выпускаемой компанией Davidson’sglass в Англии. Ввиду того, что во время холодной войны уран дефицитным и дорогим, производство посуды было свернуто. Последние модели посуды под маркой «Перлин» зарегистрированы в 1903 году. Сегодня изделия из вазелинового стекла не выпускаются и стали предметом коллекционирования.

Вазелиновое стекло из обедненного урана применялось для изготовления бижутерии в 50-х годах 20 века после того, как были сняты ограничения на использование урановых красителей. Но широко распространения производство не получило ввиду высокой стоимости оксидов урана и из-за введенных нормативов, касающихся защитной одежды для работников, защиты складских помещений и постоянного мониторинг уровня радиационного фона на предприятии.

Сегодня лишь две компании: Boyd Glass и, Fenton Art Glass занимаются выпуском ограниченных партий изделий из уранового стекла в США, в большей степени, имеющие коллекционное значение. Компании используют одну из разновидностей матового уранового стекла, получившего название – бирманское стекло или «бурмиз». Для него характерен матовый оттенок, плавно переходящий в желтый или розовый цвет.

Музей стекла

Музей стекла на острове Мурано был открыт в 1861 году стараниями аббата Винченцо Дзанетти. В 1862 году он основал при музее и школу, которую стеклодувы посещали по выходным, изучая рисунок и стеклянные шедевры мастеров прошлого, хранящиеся в музее.

Музей стекла на острове Мурано. Фото archeoveneto.it

Представленные в музее коллекции расположены в хронологическом порядке: археологический раздел включает в себя интересные находки римского периода, относящиеся к I-III векам; помимо того в музее представлены изделия стеклоделов XV-XX веков, среди которых – немало стеклянных произведений мировой известности.

После вхождения в 1923 году острова Мурано в состав комуны Венеции музей стал одним из муниципальных музеев города. Его собрание расширилось за счет коллекций Коррер, Чиконья и Молин, обновивших экспозиции произведениями периода Возрождения. Современный раздел сегодня пополняется в том числе и за счет мастеров острова, приносящих в дар музею свои произведения из стекла.

Экспонаты музея стекла. Фото it.wikipedia.org

Популярность муранского стекла с годами не уменьшается, а только возрастает. Оригинальные и неповторимые изделия местных стеклоделов продолжают пользоваться неизменным спросом во всем мире. Возможно, секрет их привлекательности в том, что каждый предмет хранит в себе следы не только кропотливого труда, но и тысячелетней истории этого уникального искусства. 

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации