Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 1

Небесная иерархия ангелов в ортодоксальном христианстве

ИЕРАРХИЯ АНГЕЛОВ

 В христианстве сонм ангелов подразделяется на три класса, или иерархии, а каждая иерархия, в свою очередь, подразделяется на три лика. Вот самая распространенная классификация ангельских лиц, которую приписывают Дионисию Ареопагиту:

Первая иерархия: серафимы, херувимы, престолы. Вторая иерархия: господства, силы, власти. Третья иерархия: начала, архангелы, ангелы.

Серафимы, относящиеся к первой иерархии, поглощены вечной любовью к Господу и почитанием Его. Они непосредственно окружают Его трон. Серафимы как представители Божественной Любви чаще всего имеют красные крылья и иногда держат в руках зажженные свечи. Херувимы знают Бога и поклоняются Ему. Их как представителей Божественной Мудрости изображают в золотисто-желтых и голубых тонах. Иногда у них в руках книги. Престолы поддерживают трон Господа и выражают Божественное Правосудие. Часто их изображают в мантиях судей с жезлом власти в руках. Считается, что они получают славу непосредственно от Бога и даруют ее второй иерархии. 

Вторая иерархия состоит из господств, сил и властей, которые являются управителями небесных светил и стихий. Они, в свою очередь, проливают на третью иерархию полученный ими свет славы. Господства носят короны, скипетры и иногда державы, как символы власти. Они символизируют власть Господа. Силы держат в руках белые лилии или иногда красные розы, являющиеся символами Страстей Господних. Власти часто облачены в доспехи воинов — победителей злых сил.

Посредством третьей иерархии осуществляется контакт с сотворенным миром и с человеком, ибо представители ее являются исполнителями воли Божьей. По отношению к человеку начала управляют судьбами народов, архангелы являются небесными воинами, а ангелы — посланниками Бога к человеку. Кроме перечисленных функций сонм ангелов служит небесным хором.

Этот план расстановки небесных послужил основой для создания и теологического обоснования структуры небесных сфер как основы средневековой картины мира. В соответствии с этим планом херувимы и серафимы ответственны за первотолчок (Primum mobile) и за сферу неподвижных звезд, престолы — за сферу Сатурна, господства — Юпитера, силы — Марса, власти — Солнца, начала — Венеры, архангелы — Меркурия, ангелы — Луны, ближайших к Земле небесных тел. 

Примечания

  1. Maʼamar ha-yiḥud leha-Rambam: (Abhandlung über die Einheit) / Aus dem Arab. des Moses B. Maimonides hebraeisch. v. Isaak B. Natan. Zum ersten Mal herausgegeben, nebst … Erlaeuterungen … von M. Steinschneider. Nebst einem Sendschreiben an d. Herausgeber von S.L. Rapoport. — Berlin: L. Weyl 1846. — S. 10. — 40, xiv S.
  2. Jellinek A., Beiträge zur Geschichte der Kabbala. Heft 1—2. — Leipzig: C.L. Fritzsche, 1852. — Heft. 1. — S. 61, note. — (2), iv, (2), 80 S.
  3. Bacher W., Bibelexegese Moses Maimuni’s. — Strassburg i. E. : K.J. Trübner, 1897. — S. 69. — xv, 176 S.
  4. Angelic Spirituality: Medieval Perspectives on the Ways of Angels / Translated and introduced by Steven Chase; preface by Ewert H. Cousins. — New York: Paulist Press, 2002. — P. 264. — xxiii, 375 p. — (Classics of Western Spirituality). — ISBN 978-0-8091-3948-4.
  5. Thomas Aquinas. Selected writings / Edited and translated with an introduction and notes by Ralph McInerny. — London; New York: Penguin Books, 1998. — P. 841. — xxxviii, 841 p. — (Penguin classics). — ISBN 978-0-14-043632-7.
  6. Hildegard of Bingen. Scivias / Translated by Columba Hart and Jane Bishop; introduced by Barbara J. Newman; preface by Caroline Walker Bynum. — New York: Paulist Press, 1990. — P. 30. — x, 545 p. — (Classics of Western Spirituality). — ISBN 0-8091-3130-7, ISBN 978-0-8091-3130-3.
  7.  (недоступная ссылка) (недоступная ссылка)
  8. Davidson., Gustav. A Dictionary of Angels, Including The Fallen Angels. — 1967. — P. 267.

  9. Талмуд, Сукка 5б
  10. Seyyed Hossein Nasr. // The Islamic Intellectual Tradition in Persia / Ed. by Mehdi Amin Razavi. — London—New York: Routledge, 2013. — P. 17. — 392 p. — ISBN 978-0-700-70314-2.
  11. Ибн Касир. Тафсир ал-Кур’ан ал-‘Азим. Т. 1—4. — Каир, б. г. — Т. 2. — С. 141
  12. Малаика // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М.: Наука, 1991. — С. 154. — 315 с. — ISBN 5-02-016941-2
  13. Munir Ahmad Mughal. Code for Believers. — Lahore: Islamic Book Foundation, 1987. — P. 22. — 184 p. — (IBF publication, № 92). — ISBN 96-942-4092-1.
  14. Indian Christian spirituality. / Edit. by D. S. Amalorpavadass. — Bangalore, India: National Biblical Catechetical and Liturgical Centre, 1982. — P. 191. — 384 p.
  15. Gardet L. L’Islam, Religion et Communauté. — Paris: Desclée De Brouwer, 1970. — P. 86. — 496 p. — (Foi vivante, 127).
  16. Hughes T. P., A Dictionary of Islam. — New Delhi: Asian Educational Services, 1996. — P. 655. — 762 p. — ISBN 81-206-0672-8

В религиях

В христианстве

Основная статья: Христианство


Успение Девы Марии Франческо Боттичини.Три иерархии и девять чинов ангелов

Термин «Иерархия» был введён около 2-й половины 5 века Псевдо-Дионисием Ареопагитом в его трактатах «О небесной Иерархии» и «О церковной Иерархии», в которых он пытался объединить христианство и неоплатонизм, и разрабатывая теорию о небесной и земной иерархиях.

Христианскую небесную иерархию воплощает в себе Лестница, приснившаяся Иакову (), соединявшая землю и Небо, по которой всходили и нисходили ангелы. Согласно апокрифу она состоит из 12 ступеней, «на каждой из них справа и слева лица, а на самом верху — „лице, акы человече, из огня изсечено“». Эта Лестница есть также образ восхождения человека по степеням святости:

  1. Господь Бог,
  2. Богородица,
  3. Ангельские чины,
  4. Вехозаветные патриархи, праведники и пророки,
  5. Иоанн Креститель — величайший из рождённых женами (Мф. ),
  6. Апостолы и их преемники — Святители,
  7. Мученики,
  8. Преподобные,
  9. Блаженные.

Духовная иерархия может строиться также на девяти заповедях блаженств (Мф. ).

В Средневековье было предложено много вариантов небесной иерархии, либо основанных на той, что была предложена Псевдо-Дионисием Ареопагитом, либо предлагающих совершенно новую классификацию. Кроме Псевдо-Дионисия схему иерархии предлагали также: Климент I в Апостольских постановлениях (1 век), Амвросий Медиоланский в Апологии пророка Давида (4 век), Иероним Стридонский (4 век), Григорий Двоеслов в Homilia (6 век), Исидор Севильский в Этимологиях (7 век), Иоанн Дамаскин в De Fide Orthodoxa (8 век), Фома Аквинский в Сумме Теологии (1225—1274), Данте Алигьери в Божественной Комедии (1308—1321).

Ангельская Иерархия согласно Псевдо-Дионисию выглядит так:

Высшая иерархия (первый лик):

  1. Серафимы (бесплотные духовные силы),
  2. Херувимы,
  3. Престолы,

Средняя иерархия (второй лик):

  1. Господства,
  2. Силы,
  3. Власти,

Низшая иерархия (третий лик):

  1. Начала,
  2. Архангелы,
  3. Ангелы.

Икона Лестница в Рай (Египет)

Образ видения Лестницы Иакова заимствован преподобным Иоанном Лествичником (VI век) в основном сочинении «Лествица». «Лествица» представляет собой руководство к совершенствованию. Сочинение Иоанна Лествичника состоит из 30 слов, представляющей собой «ступени» добродетелей по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству. «Ступени» составляют следующие группы:

  • Борьба с мирской суетой,
  • Скорби на пути к истинному блаженству,
  • Борьба с пороками,
  • Преодоление преград в аскетической жизни,
  • Душевный мир,
  • Вершина пути — союз трёх главных добродетелей: веры, надежды и любви.

Августин Блаженный (354—430) считал, что небесная иерархия отражается в земной, и в духе неоплатонизма, пытался обернуть «„сверхчувственный мир“ — в иерархию христианского неба с Богом во главе».

Один из учителей католической церкви, средневековый схоласт, философ-мистик Бонавентура (1217—1274), также склонявшийся к неоплатонизму, является автором «Путеводителя души к Богу». В этом трактате описан путь духовного просветления по шести ступеням духовной иерархии — из мира рабства в мир свободы:

  1. Тварный мир, где Бог познаётся через выражение в природе.
  2. Познание гармонии всех вещей.
  3. Узрение в своей душе Бога.
  4. Преображение души.
  5. Созерцание славы Бога.
  6. Слияние души с Богом.

Фома Аквинский считал, что в мире существует предустановленный Богом иерархический порядок, который определяет своё место всему существующему.

Духовной иерархией в христианстве называют также восходящие степени священства: чтец (клирик)→иподиакон→диакон→пресвитер→архиерей.

В исламе

Основная статья: Ислам

В исламе нет общепринятой иерархии ангелов по примеру очерченных христианскими теологами трёх ангельских ликов и девяти чинов. Это не считается важным, поскольку об этом нет прямых указаний в Коране. Как бы то ни было, существует определённая ангельская иерархия, определяемая по различным работам, которые поручает ангелам Аллах.

Ангелы в исламе подразделяются на несколько классов, каждый из которых выполняет свою задачу. Четыре главных ангела — Архангелы Джабраил, Микаил, Исрафил и Азраил являются пророками ангелов.

[править] Примечания

  1. ↑ 1,01,11,21,31,4 Статья «Иерархия» — Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с. ISBN 985-6235-17-0
  2. Иерархия // Краткая философская энциклопедия. — М., Издательская группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994. — 576 с.
  3. Статья «Средневековая философия» — Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с. ISBN 985-6235-17-0
  4. Лествица Иакова (Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН)
  5. Статья «Августин Блаженый» — Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с. ISBN 985-6235-17-0
  6. Статья «Бонавентура» — Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с. ISBN 985-6235-17-0
  7. Фома Аквинский // Краткая философская энциклопедия. — М., Издательская группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994. — 576 с.
  8. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001. ISBN 5-250-02742-3. стр. 425
  9. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001. ISBN 5-250-02742-3. стр. 428
  10. Статья «Николай Кузанский» — Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с. ISBN 985-6235-17-0
  11. Статья «Рене Генон» — Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с. ISBN 985-6235-17-0
  12. Манихейство[недоступная ссылка ]. Энциклопедия Кирилла и Мефодия
  13. Статья «Манихейство» — Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с. ISBN 985-6235-17-0
  14. Melton J. G. «Arcane School.» Encyclopedia of Occultism and Parapsychology. The Gale Group Inc. 2001. Encyclopedia.com(англ.)
  15. Melton J. G. «Djual Khul, Master.» Encyclopedia of Occultism and Parapsychology. The Gale Group Inc. 2001. Encyclopedia.com(англ.)
  16. Chaumette Yves «Peace means action», стр.243 (стр.215 печатного издания)(англ.)
  17. Бейли А. «Судьба наций», М.: 1999, ISBN 5-89117-036-1, с.26
  18. Бейли А. «Новое явление Христа» — М., «ЭДДАР», 1999, ISBN 5-93192-011-0, ISBN 5-93192-012-9. c. 31
  19. Weeks Nicholas «Theosophy’s Shadow A Critical Look at the Claims and Teachings of Alice A. Bailey»
  20. Chaumette Yves «Peace means action», стр.97 (стр.87 печатного издания)(англ.)
  21. ↑ 21,021,1 Словарь эзотерических терминов. Тюмень: Издательская , 1999. ISBN 5-93030-010-0. стр. 94
  22. ↑ 22,022,1 Статья «Агни-Йога» — Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с. ISBN 985-6235-17-0
  23. ↑ 23,023,1 Холл М. П. «Основания эзотерического знания: Вопросы и ответы.» М.: ООО Издательский дом «София», 2006. ISBN 5-9550-0899-3. стр.122-123
  24. «Высшее Я» — надличностное, истинное «Я» человека, его душа.
  25. Друнвало Мельхиседек «Древняя Тайна Цветка Жизни.» Том 2. — М.: София, Гелиос, 2001. ISBN 5-220-00453-0 (Издательство «София»), ISBN 5-344-00087-1 (Издательский Дом «Гелиос»), ISBN 1-891824-21-X (Light Technology Publishing), стр.394
  26. Словарь эзотерических терминов на сайте журнала Share International

Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала – чин ангелов, который, согласно Преданию, соотносится с миром видимым, и зовётся так потому, что поставлен «начальствовать» и наблюдать над стихиями, животными и даже народами.

Архангелы – имеют миссию среди людей: учить и наставлять, возвещать волю Божию, помогать в принятии решения, сообразуясь с ней.

Тем же занимаются и собственно Ангелы, последний чин. Если высшие ангельские чины непрестанно пребывают с Богом, то последние – столь же непрестанно с людьми. Они направляют и охраняют человека, подкрепляют его и помогают оступившемуся вернуться к Богу.

Поскольку эти чины в священных текстах упоминаются чаще, мы знаем имена некоторых из них. Наиболее известны семь: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.

Архангела Михаила называют также Архистратигом — то есть главой святого воинства Ангелов и Архангелов. На иконах он изображается обычно с мечом или копьём, в ознаменование победы над силами тьмы.

Ангельская иерархия

Существа, подобные ангелам, встречаются в мифологии многих народов, а многие ангелы, в чье существование верят христиане, также являются персонажами иудейских и мусульманских религиозных текстов. Упоминания о них часто встречаются в текстах религиозных деятелей, которые утверждали, что ангелы являлись им, чтобы изречь Божью волю, дать наставление или пророчество о будущем.

Ангелы наделены огромной силой и множеством возможностей, но никогда не используют их по собственному усмотрению, все их действия согласованы с Богом и никогда не противоречат Его воле. Кроме того, существует четкая иерархия, согласно которой ангелы, имеющие разные способности, подразделяются на разные чины. Всего существует девять ангельских чинов, которые составляют три триады.

I. Серафимы

Считается, что именно они ближе всего к Богу и должны нести Его любовь. Название этих существ происходит от древнееврейского слова, означающего «огненный». Серафимы описываются как существа с тремя парами крыльев и четырьмя ликами, что наталкивает на мысли об их мифологических корнях, так как они напоминают существ из ассирийской мифологии. Не исключено, что именно мифы народов Междуречья стали прародиной образа серафима.

II. Херувимы

Они столь же близки к Богу, обладают великой мудростью и всеми знаниями, которыми Бог считает нужным наделить других. Именно они должны нести свет знаний в мир, представляют второй чин после серафимов. Херувим упоминается как охранник Эдема, вооруженный пламенным мечом. Также встречаются упоминания о том, что Бог восседал на херувимах, используя их как средство передвижения.

III. Престолы

Так в христианской традиции называют бесплотных духов, которые служат Богу в качестве трона. Кроме того, престолы способны помогать судьям и правителям принимать справедливые решения.

IV. Господства

Принадлежат ко второй триаде ангельских чинов и представляют четвертый чин из девяти. Упоминания о господствах можно встретить во многих раннехристианских текстах, в которых они представлены как существа, способные усмирить страсти, возвысить дух над телом, помочь овладеть эмоциями.

VI. Власти

Эти существа наделены способностью контролировать злые силы, отбивать их атаки и защищать от них людей, а также очищать мысли от зла.

VII. Начала

Начала – это существа, по своим функциям схожие с ангелами-хранителями, но они оберегают не одного конкретного человека, а группу (например, в масштабе племени, нации, государства). Считается, что к каждому народу Бог приставил их, чтобы охранять, вразумлять, уберегать от необдуманных поступков, подсказывать верные и справедливые решения.

VIII. Архангелы

Архангелы считаются предводителями божественного воинства, они доносят волю Бога низшим ангелам, чтобы те сообщали ее людям. Архангелы несут просвещение, способствуют укреплению людей в вере. Наивысшим среди архангелов является Михаил.

IX. Ангелы

Ангелы – духовные наставники для людей. К каждому человеку приставлен ангел, который наставляет его на верный путь, оберегает от невзгод, дурных помыслов. Именно они – глас нашей совести. Ангелы – самые близкие к людям существа, однако и они не действуют по своему усмотрению, ведь получают указания от Бога через его посланников.

Ангелы — хранители

Каждого человека бережет и опекает персональный ангел-хранитель. С первого крика и до последнего вздоха небесный помощник остается рядом, готовый откликнуться на молитву или зов. Среди представителей божьего воинства ангелы-хранители находятся ближе всех к людям. Поэтому на них ложится самый тяжкий груз грехов человеческих. Все черные помыслы и грязные дела подопечного известны ангелу. Он беспрестанно оплакивает гибнущую душу и молится о ее спасении.

Святые отцы наставляют помнить, что ангелы-хранители являются близкими и верными друзьями для верующих, их проводниками к Богу. Нужно осознавать постоянное присутствие незримого покровителя, мысленно разговаривать и советоваться с ним. Это не только укрепляет веру, но и позволяет не поддаваться искушению, совершать глубокую молитву, обретать душевный мир, находить ответы на мучающие вопросы. Ангелы — хранители порой защищают целые народы и церкви. Например, архангел Михаил сначала покровительствовал народу еврейскому. Только через некоторое время он стал хранителем христианской церкви. Об этом написано во многих источниках.

Чины ангелов — что это и зачем они нужны

Царство божье подобно любой организации. Если вам эти слова кажутся кощунственными, то задумайтесь — откуда люди взяли свою структуру общества? Бог сделал человека по образу и подобию своему, а значит передал нам иерархию. Тем более вспомним, что Архангел Михаил носит звание Архистратига, то есть главнокомандующего небесным воинством. Уже одно это может сказать, что чины ангелов действительно существуют.

Старинная икона Образ Святого Михаила Архистратига предводителя воинства небесного. Россия XIX век.

Для чего же они созданы? Как в любой организации, так и на небесах, должна быть структура подчинения. Без неё в организации будет царить беспорядок, анархия. А как раз за отказ подчиняться был изгнан ангел Люцифер. И вспомним, что у каждого из ангелов есть своё, так сказать, поле деятельности. Так что без чёткой иерархии установить порядок в такой структуре просто невозможно. В общем, девять ангельских чинов были созданы Богом именно для того, что бы как можно более эффективно управлять небесным царством.

Создатель, естественно, наделён безграничной силой и возможности — как по другому он создал бы весь мир? Но стоит понимать, что даже ему иногда нужно отвлечься от одной проблемы, что бы заняться другой. Тем более реальный мир слишком хрупок, что бы выдерживать прямое вмешательство божества. Не забываем об Архангеле Гаврииле, который является Гласом Божьим. Ведь если Создатель обратится к человеку напрямую, то тот просто не выдержит силы истинного голоса и умрёт. Вот потому-то Богу и нужна помощь. Излишек силы накладывает свои ограничения.

Девять ангельских чинов

Да, в этой казалось бы монолитной организации есть свои проблемы. Как минимум один раз среди ангелов назревал раскол. Но случился он из-за первого падшего ангела, который смог привлечь на свою сторону немногих бунтовщиков. Отсюда можно сделать вывод, что основа проблем не в разумности иерархии, которую никто не ставит под сомнение. Проблема в том, что совершенным в этом мире может быть только сам Господь. Даже Адам и Ева, его любимые дети, поддались на соблазны Змея. Да, можно сделать скидку на подаренную им свободу выбора. Но если бы их души были полностью чисты, то льстивые речи Врага не оказали бы своего губительного воздействия.

Если просуммировать всё вышесказанное, то получается, что без иерархии на Небесах никак. Всё как у людей. Но стоит ли этому удивляться? Навряд ли. Любая организация призвана исключить, так сказать, человеческий фактор. В нашем случае — ангельский. Получается не всегда, но как может быть по другому? Даже у такого совершенного существа, как Бог, могут быть промашки.

Литература

  • Архистратиг Михаил и непобедимое воинство небесное. Акафист. Молитвы. Чудеса. М.: Даръ, 2009.
  • Архистратиг Михаил и непобедимое воинство небесное. Издательство «Духовное преображение», 2006.
  • Бенчев И. Иконы Ангелов. Образы небесных посланников. М.: Интербук-бизнес, 2007
  • Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб., 1898
  • Бриллиантов А. И, Иоанн Скот Эригена и его отношение к богословию восточному и западному. СПб., 1898.
  • Бриллиантов А. И, К вопросу о философии Эригены. Ответ г. проф. В. С. Серебреникову. СПб., 1899.
  • Воскресенский Александр, протоиерей. Слово в день Собора Архангела Гавриила // Журнал Московской Патриархии. 1977. № 3. С. 29-30.
  • Глушаков Алексий, протоиерей. «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим» // Журнал Московской Патриархии. 1973. № 11. С. 43-44.
  • Зернов М., священник. Победа света над тьмой (к церковному празднику в честь ангелов) // Журнал Московской Патриархии. 1944. № 11. С. 32-33
  • Книга ангелов: Антология христианской ангелологии. СПб.: Амфора, 2005.
  • Матвеевский П., священник. Мнения святых отцов и учителей Церкви о природе духов // Странник. 1864. № 11.
  • Мир ангелов и демонов и его влияние на мир людей. Православное учение о добрых и злых духах. М.: Даръ, Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.
  • Небесный Архистратиг. Чудеса и явления Архангела Михаила. М.: Русскiй Хронографъ, 2010.
  • Небесных воинств Архистратизи… Каноны, акафисты, молитвы. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2001.
  • Невидимый мир Ангелов. (Чудесные явления Ангелов людям, участие Ангелов-Хранителей в жизни человека, явления и чудотворения святых Архангелов). Сост. А. В. Фомин. М.: Новая Мысль, 2010.
  • Озерецкий П. Воззрения древнерусского народа на ангелов и злых духов // Руководство для сельских пастырей. 1867. Т. 1. № 16.
  • Палладий, епископ Ижевский и Удмуртский. «Святый Ангеле Божий, моли Бога о мне» // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 11. С. 42-43.
  • Парвов А., священник. О благодетельном отношении святых ангелов к роду человеческому // Странник. 1863. № 11.
  • Переспелов И. Поучение в храмовый праздник — в честь св. Архистратига Божия Михаила // Пензенские епархиальные ведомости. 1869. № * Поляков Сергий, священник. Собор Честных Небесных Сил бесплотных // Журнал Московской Патриархии. 1992. № 11/12. С. 54.
  • Потелещенко Николай, протоиерей. Слово в день Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных // Журнал Московской Патриархии. 1981. № 11. С. 42-44.
  • Праздник в честь архистратига Михаила и народные представления, соединяемые с именем архистратига // Руководство для сельских пастырей. 1899. Т. 3. № 46.
  • Псевдо-Дионисий Ареопагит. Святого Дионисия Ареопагита о небесной иерархии. — 6-е изд. — М.: Синодальная Типография, 1898. — 63 с.
  • Размышления об Ангеле хранителе. Издательство «Неугасимая лампада», 2007.
  • Святые отцы об ангелах // Журнал Московской Патриархии. 1984. № 11. С. 48.

АРХАНГЕЛЫ

Архангел Михаил (Кто как Бог, Кто равен Богу). Вождь небесного воинства. Победитель сатаны, держит в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над Диаволом.

Архангел Гавриил (Крепость Божия или Сила Божия). Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Изображается со свечей и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путем изучения слова Божия и послушания голосу совести.

Архангел Рафаил (Исцеление Божие или Врачевание Божие). Врач недугов человеческих, главный из ангелов-хранителей, изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой – стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран.

Архангел Салафиил (Ангел Молитвы, Молитва к Богу). Молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся.

Архангел Уриил (Огнь Божий или Свет Божий). Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел Огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные. Изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой – огненный пламень.

Архангел Иегудиил (Хвала Божия, Славитель Божий). Архангел Божий Иегудиил изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам

Архангел Варахиил (Благословение Божие). Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации