Андрей Смирнов
Время чтения: ~23 мин.
Просмотров: 1

Tatufoto.com

Херувимы

Если прочитать Книгу Бытия, можно узнать что один из херувимов является стражем. Он стоит на вратах и охраняет вход в рай. Царь Давид пишет, что херувимы используются Богом в качестве перевозчиков. Именно на них Всевышний облетает свои владения.

Но основная цель херувимом — доносить до людей божью мудрость. Они рассказывают людям о Господе и учат их праведной жизни. Это своего рода учителя, которые дают знания не только простым христианам, но и чинам, которые находятся на нижних ступеньках лестницы.

Считается, что херувимы появились на свет в 3-й день сотворения мира и стали первыми, кто поселился на Земле среди всех живых существ.

Чаще всего херувимы изображаются на иконах и статуях с человеческим лицом и крыльями. Некоторые из них имеют еще и львиную морду. В древних писаниях херувимы изображаются как быки с крыльями.

По еврейской легенде считается, что когда человек погружается в сон, его тело шепчет душе обо всем, что было пережито за день. Душа далее сообщает информацию духу, затем ангелу, херувиму и, наконец, серафиму. Так о человеке и его делах узнает Господь.

Одним из самых могущественных среди херувимов считается Херувиил. 

У христиан эти создания являются теми, кто поет в честь Бога гимны, восхваляя и возвышая его. Именно эти ангелы считаются самыми мудрыми и умными существами. В Библии упоминается о 12 крыльях херувимов.

Иоанн Златоуст же считал, что херувим полностью состоит из глаз, поэтому он все видит о человеке и передает все Богу. У христиан есть даже специальная молитва, песня херувимов.

Небесная Иерархия состоит из трех ликов; а в каждом лике по три чина. ПЕРВЫЙ ЛИК: Серафимы — занимают место в высшей Иерархии, ближайшие к Пресвятой Троице. Они, пламенея любовью к Богу, воспламеняют к тому же и других духов и земнородных. Херувимы — сияющие светом разума Божия и изливающие премудрость на все другие творения. Престолы — Богоносные, по образу их служения, ибо Бог через них устраивает праведные суды Свои. ВТОРОЙ ЛИК: Господства — превышают достоинствами своими низших Ангелов: они наделяют избранных дольнего мира силою благоразумного самообладания и способствуют смирять вожделения и страсти, порабощать плоть духу и вообще господствовать над собственной волей и искушениями. Силы — исполнители воли Божией и податели возможности совершения чудес в укрепление веры и для помощи нуждающимся и обремененным. Власти — укрепляют человека в подвигах благочестия и охраняют его от искушений диавола. ТРЕТИЙ ЛИК: Начала — им вручено управление вселенной и хранение царств. Они содействуют избранию добрых властей и распространяют между людьми славу Божию. Архангелы — благовестники и предвозвестники великих тайн Божиих для умножения веры среди людей. Ангелы-хранители — ближайшие существа к людям и как вестники меньших тайн Божиих.

Число Ангелов — по Писанию — неисчислимо велико, но нам известны по имени только семь из них: четыре библейских и три открытых Богомысленными Отцами Церкви. Михаил — по служению своему, победитель. Гавриил — вестник тайн Божиих. Рафаил — целитель недугов человеческих. Уриил — просветитель, как отблеск огня Божественного. Селафиил — молитвенник, предстательствующий у Бога о людях и возбуждающий их к молитве. Иегудиил — славитель Божий, укрепляющий трудящихся к славе Божией и ходатайствующий у Бога о прославлении их. Варахиил — благословитель, раздающий людям благословления Божии и испрашивающий у Бога благодеяния им.

Почитания Ангелов, как в Ветхом, так и в Новом Завете, было постоянное и впервые века христианства доходило у некоторых до идолопоклонства, вследствие чего Отцы второго века заповедали чествовать их, как служителей Божиих. Почему Православная Церковь и определила особенные дни для прославления бесплотных сил (Чет. -Мин. 26.03, 8.11 и 6.09).

Источник образов и аналоги в других традициях

Ассирийский крылатый бык из дворца Саргона II в Дур-Шаррукина, VIII в. до н. э., (Лувр)

Ассирийские крылатые быки из дворца Саргона II в Дур-Шаррукина, VIII в. до н. э., (Лувр)

Изображения крылатых существ (например, ламассу) были широко распространены в искусстве и религиозной символике древнего Ближнего Востока. Два крылатых существа были помещены по обе стороны трона царя Библа Хирама, крылатые быки шеду стояли у входа в вавилонские и ассирийские дворцы и храмы; они были также изображены на глиняных алтарях для воскурений, найденных в Мегиддо и Та‘анахе; крылатые сфинксы, грифоны и человекоподобные существа встречаются в искусстве и иконографии Кархемиша, Калаха, Нимруда, Халеба и Тель-Халафа. Подобные фигуры изображены на пластинах слоновой кости из столицы Израильского царства Самарии. Само слово херувим восходит к аккадскому керибу и ассиро-вавилонскому карабу.

Начала, Архангелы и Ангелы

Начала – чин ангелов, который, согласно Преданию, соотносится с миром видимым, и зовётся так потому, что поставлен «начальствовать» и наблюдать над стихиями, животными и даже народами.

Архангелы – имеют миссию среди людей: учить и наставлять, возвещать волю Божию, помогать в принятии решения, сообразуясь с ней.

Тем же занимаются и собственно Ангелы, последний чин. Если высшие ангельские чины непрестанно пребывают с Богом, то последние – столь же непрестанно с людьми. Они направляют и охраняют человека, подкрепляют его и помогают оступившемуся вернуться к Богу.

Поскольку эти чины в священных текстах упоминаются чаще, мы знаем имена некоторых из них. Наиболее известны семь: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.

Архангела Михаила называют также Архистратигом — то есть главой святого воинства Ангелов и Архангелов. На иконах он изображается обычно с мечом или копьём, в ознаменование победы над силами тьмы.

Ангелы самые близкие к людям существа — помогают людям встать на путь истинный

Ангелы самые близкие к людям существа. Они помогают человеку встать на путь праведный и истинный. Они охраняют всех православных христиан, никогда не оставляют и всегда готовы помочь, если мы это просим.

Над всеми же девятью чинами стоит Святой Архангел Михаил. Он верный служитель Бога. В православии празднуется Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архистратиг Михаил принимал участие почти во всех ветхозаветных событиях.


Над всеми же девятью чинами стоит Святой Архангел Михаил. Он верный служитель Бога

На иконах Михаил изображен попирающим ногами дьявола. В левой руке у него зеленая финиковая ветвь, а в другой — копье с белой хоругвью, на котором начертан червленый крест.

Итак, Херувимы и Серафимы — это самые близкие к Господу Ангелы. Именно они те самые создания, которые несут людям святость и мудрость от Бога. Именно поэтому очень часто мы слышим о них в молитвах или песнопениях.

Только лишь несколько выдержек из православной литературы показывает нам, что же это были за существа. Как мы видим, эти образы очень интересны и, тем не менее, очень загадочны.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Использование за литургией

Одновременные священнодействия

Великий вход во время Херувимской песни символизирует добровольное шествие Христа на крестные страдания и смерть.

При протяжном пении первой части Херувимской песни

  • Открываются царские врата
  • Диакон (в его отсутствии — священник) совершает каждение алтаря, иконостаса и молящихся (малое каждение), шёпотом читая псалом 50
  • Священник в это время стоит перед престолом и читает особую тайную священническую молитву: «Никто́же досто́ин от связа́вшихся плотски́ми похотьми́…»
  • Диакон, завершив каждение, встаёт рядом со священником, обратившись лицом к иконе Христа на горнем месте
  • Священник, воздев руки кверху, вполголоса (так, что обычно бывает слышно только в алтаре), трижды читает первую часть Херувимской песни, а диакон, подняв кверху орарь, как при произношении ектений, после каждого из трёх раз, читает вторую часть Херувимской песни
  • После этого священник с диаконом крестятся, кланяются, целуют престол
  • Священник через открытые царские врата кланяется прихожанам со словами: «Прости́те меня́ отцы́, бра́тия и се́стры вся, ели́ка согреши́л пред ва́ми де́лом, сло́вом и помышле́нием.»
  • Священник с диаконом отходят к жертвеннику
  • Священник кадит жертвенник, отдаёт кадило диакону, снимает со Святых Даров возду́х и возлагает его на левое плечо диакона, затем берёт с жертвенника дискос с Агнцем и вынутыми из просфор частицами, поставляет на главу диакона
  • Священник берёт потир и за свещеносцами и диаконом выходит из алтаря северной диаконской дверью на солею
  • Священнослужители шествуют до амвона и поворачиваются лицом к мирянам
  • Поминают предстоятеля поместной церкви, правящего архиерея, благотворителей этого храма или монастыря, присутствующих и всех православных христиан.

Во время пения второй части Херувимской песни

  • Священник с диаконом входят в алтарь через царские врата со словами: «Свяще́нство (диа́конство) твое́ да помяне́т Госпо́дь Бог во Ца́рствии Свое́м всегда́ ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».
  • Священник ставит сначала потир на престол (точнее — на развёрнутый антиминс)
  • Взяв у диакона дискос, ставит его слева от потира
  • Со Святых Даров снимаются покровцы и полагаются на края престола
  • Дискос и потир покрываются возду́хом
  • Священник кадит Святые Дары, тихо читая тропари Великой Субботы и стихи 50-го псалма
  • Царские врата затворяются и завеса закрывается.

При архиерейском служении порядок действий несколько иной:

  • расстилаются орлецы
  • совершается омовение рук
  • заканчивается проскомидия
  • на входе священнослужителям предшествуют иподиаконы с архиерейской митрой, омофором, жезлом, трикирием, дикирием и рипидами
  • архиерей в царских вратах сначала у протодиакона принимает дискос и поминает предстоятеля поместной церкви (патриарх поминает предстоятелей всех поместных церквей), ставит дискос на престол и кадит священника с потиром
  • хор поёт: «Аминь»
  • архиерей у протоиерея (или архимандрита) принимает в царских вратах потир, поминает благотворителей, присутствующих и всех православных христиан, ставит потир на престол
  • хор второй раз поёт: «Аминь», и вторую часть Херувимской песни
  • царские врата не закрываются
  • сразу после Херувимской песни возможна пресвитерская хиротония

Заменяющие песнопения

Херувимская песнь поётся на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого. Однако:

в Великий Четверг поётся песнопение:

Музыкальные варианты

Изначально херувимская песнь каждый раз исполнялась в унисон (или в исон) только одним старинным византийским напевом. Некоторые вариации мелодии возникали лишь при переводах херувимской песни с греческого языка на латинский, сирийский, грузинский, церковнославянский и иные языки богослужения. С появлением и развитием в Европе полифонической музыки стали предприниматься попытки изменить мелодии всех церковных песнопений, в том числе херувимской песни. Среди всех поместных православных церквей, наибольшие музыкальные изменения произошли в Русской церкви. Многие русские композиторы написали на текст херувимской песни музыку (например, П. И. Чайковский написал три Херувимских). В настоящее время в храмах России херувимскую песнь чаще всего поют:

  • гармонизацию знаменного распева
  • Греческого распева
  • Обиходного распева
  • Старосимоновскую
  • напева Ниловой пустыни в изложении Зайцева
  • Невскую
  • Софрониевскую
  • Владимирскую в изложении А. Кастальского
  • А. Архангельского
  • на подобен «Благообразный Иосиф»
  • Симоновскую-Стрелецкую в изложении Д. Соловьёва
  • игумена Никифора
  • Бортнянского №5
  • «Из рукописных нот»
  • диакона Сергия Трубачёва
  • Туманова
  • Ковальджи
  • и многих других

Херувимы — второй высший ангельский чин

Херувимы занимают второе место в ангельской иерархии, после Серафимов. По Книге Бытия, один из них охраняет вход в Эдем с огненным мечом. Он был назначен на должность стража после изгнания Адама и Евы. Израильский царь Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога. Неизвестно, были ли они запряжены в его колесницу или переносили Бога каким-то другим способом, поскольку сохранившееся изречение Давида этой тайны не открывает:

В Ветхом Завете также часто встречается описывающий Бога эпитет — «восседающий на херувимах». По преданиям, когда фараон преследовал евреев, Бог взял Херувима из одного из колес своего престола и полетел на нем спасать избранный народ. Кроме этого, существует еще одна функция этих представителей одного из высших ангельских чинов. Возле престола Бога и в мире людей они поют, прославляя его. По апокрифам, они заняты песнопениями вместе с фениксами и Серафимами.

Как одни из высших ангелов, Херувимы являются носителями божественной мудрости. Они распространяют знания о Боге среди людей, направляют их на правильный путь и помогают развить необходимые богобоязненному человеку качества. Херувимы также занимаются повышением образования других божественных сущностей, когда это необходимо.

По иудейским верованиям, Херувимы были созданы на третий день Творения. Однако по еврейским легендам, они стали первыми живыми существами, населяющими безлюдный мир. По Талмуду, первыми существами стали человек, бык, орел и лев. Они же находились некоторое время возле престола Бога. Позднее Иезекииль посоветовал ему заменить быка на херувима, чтобы бык не был живым напоминанием о временах, когда евреи поклонялись Золотому Тельцу.

Читайте статью кого сейчас называют херувимами.

Подробного текстового описания внешнего вида херувимов не существует. Однако их неоднократно изображали на иконах и в скульптуре. Взорам людей доступны только их лица и крылья. В отличие от Серафимов, лиц Херувимы никогда не прячут. По пророчествам Иезекииля, они имеют и вовсе не одно лицо. Причем одно из них человеческое, а второе — львиное. Более ранние тексты описывают Херувимов как четырехликих существ, а иногда и вовсе являющихся в образе крылатых быков. Отмечается также отличное от человеческого строение их лиц. Медицина называет подобные дефекты у людей херувизмом.

Талмуд упоминает, что статуи Херувимов стояли только в самом первом храме. Когда во время его разрушения язычники увидели их, они начали глумиться над верующими, называя их поклоняющимися статуям. Поэтому в дальнейшем Херувимы в виде скульптур не изображались. Их можно было увидеть только в настенных росписях храмов.

По еврейским традициям, во время сна тело человека рассказывает душе обо всем, что было сделано за день. Душа передает сведения духу, он — ангелу, ангел — архангелу, архангел — Херувиму, а Херувим рассказывает обо всем Серафиму, а Серафим докладывает Богу. Соответственно, Серафимы являются прямым начальством Херувимов, их посредниками в общении с Богом. Каббала гласит, что главным среди Херувимов является ангел, который носит имя Херувиил.

Роспись “Херувим” церкви Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе (Москва).

Мидраш говорит, что не Херувим носит Бога, а Бог носит его. Он не заключает в себе ничего материального, Бог сидим на Херувиме, наблюдая за происходящим в мире. Этот же источник называет два имени Херувимов — Тетраграмматон и Элохим. По преданию, это части истинного имени Бога.

В христианской традиции Херувимы считаются поющими в честь Господа ангелами, а также носителями его разума и мудрости. По библейским описаниям, у них имеется двенадцать крыльев. Астрологи связывают количество крыльев Херувимов с количеством знаков Зодиака. Кроме этого, прослеживается связь и  с количеством часов в половине земных суток.

Позднее Иоанн Златоуст писал, что Херувимы полностью состоят из глаз — все их тело покрыто ими. Возможно, поэтому они скрывают его под крыльями. Иоанн Златоуст увидел в таком строении символ мудрости. По его словам, через Херувимов Божий разум взирает на мир.

Некоторые богословы, например, Фома Аквинский и Феодор Студит называют Херувимов представителями высшей ангельской власти. По их мнению, они занимают первое место в божественной иерархии, а Серафимы — второе. В православном богослужении имеется особая молитва, которая называется херувимской песней.

Престолы, Серафимы и Херувимы в разных источниках

Ангельская иерархия известна богословам из различных источников. Это Ветхий и Новый Завет, Священное Писание, а также откровения монахов и священников, которые жили в различные времена. Престолы, Серафимы и Херувимы упоминаются также в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Интересно, но в бессмертном товрении Данте ангельская иерархия описана также, как и в современных богословских изданиях.

Успение Богородицы, Франческо Боттичини

Серафимы, Херувимы, Престолы занимают первое место в христианской иерархии ангельских сущностей. Это названия чинов, первый чин — Серафимы, второй — Херувимы, третий — Престолы. Все три чина относятся к первой сфере небесной иерархии, которых существует три. В каждой сфере — по три чина ангелов.

Ангелы высшего чина редко изображаются человекообразными существами. Иконографические изображения их вполне способны серьезно удивить большинство верующих людей. Четкая иерархия ангелов имеется только в христианской традиции. Коран практически не затрагивает эту тему, поэтому в исламе не уделяется много внимания видам помощников Аллаха. В иудаизме и каббале существует несколько версий иерархии божественных сущностей, и все они серьезно отличаются между собой.

Дионисий Ареопагит писал, что человек не может знать наверняка о том, какова иерархия небесных сил. По его мнению, известно только то, что пожелал открыть Бог. Возможно, нам доступна только часть устройства небесной божественной власти и аппарата управления нашим миром.

2 истории из жизни о том, как ангел спас жизнь человеку

Эту историю мой дядя Виктор любил рассказывать за праздничным столом на Пасху.

Будучи юношей, он отправился ночью в аэропорт встречать своего армейского друга.

«Выезжал я ночью, так как самолет должен был прилететь в четыре утра

Ехал один, дорога мокрая, поэтому вел машину осторожно, медленно, до рези в глазах всматриваясь в дорогу. И мне казалось, что все в порядке – трасса «стелется» под колесами, фонари мелькают…

Помню, как на какую-то долю секунды стало абсолютно темно, а потом я почувствовал легкое прикосновение к плечу. Обернулся и увидел красивого молодого парня в белоснежной одежде. Второй рукой он указывал на дорогу. Как я понял, я начался «отключатся», засыпать за рулем. И это прикосновение, скорее всего, спасло мне жизнь.

Ну и как после этого не верить в ангелов-хранителей?» — резонно спрашивает дядя.

А моя чудесная прабабушка Дарья за неделю до своей смерти как-то разговорилась и вот что рассказала:

«Когда была молодая, как ты сейчас, то всегда куда-то спешила, все в бегах, в заботах. Если в церковь и заходила лоб перекрестить, то максимум на полчаса.

А вот когда овдовела, состарилась, то Господь дал больше разума – начала регулярно в храм ходить. И вот, не поверишь, но дым от свечей поднимается, а мне он все ангельские силуэты напоминает, возвращаюсь с Литургии домой – и так у меня на душе хорошо, спокойно, будто не сама топаю, а веду беседу с душевным человеком». — поделилась старушка.

У меня же часто «сами собой» организовывались встречи с нужными людьми, приходили интересные предложения по работе и везло с транспортом. Да что там говорить: даже своего будущего мужа, одноклассника, с которым я не виделась долгих 15 лет, я случайно встретила, свернув на улицу, которой никогда раньше не возвращалась с работы.

Возможно, и вы, задумавшись, вспомните ситуации из своей жизни, когда ангелы, пусть и незримо, но уверенно направляли вас в нужное русло.

Таким образом, серафимы и херувимы – лишь небольшая, но очень важная часть ангельской братии – тех, кто прославляет Творца, постигает его и исполняет его волю, а также оберегают людей.

Литература

  • Архистратиг Михаил и непобедимое воинство небесное. Акафист. Молитвы. Чудеса. М.: Даръ, 2009.
  • Архистратиг Михаил и непобедимое воинство небесное. Издательство «Духовное преображение», 2006.
  • Бенчев И. Иконы Ангелов. Образы небесных посланников. М.: Интербук-бизнес, 2007
  • Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб., 1898
  • Бриллиантов А. И, Иоанн Скот Эригена и его отношение к богословию восточному и западному. СПб., 1898.
  • Бриллиантов А. И, К вопросу о философии Эригены. Ответ г. проф. В. С. Серебреникову. СПб., 1899.
  • Воскресенский Александр, протоиерей. Слово в день Собора Архангела Гавриила // Журнал Московской Патриархии. 1977. № 3. С. 29-30.
  • Глушаков Алексий, протоиерей. «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим» // Журнал Московской Патриархии. 1973. № 11. С. 43-44.
  • Зернов М., священник. Победа света над тьмой (к церковному празднику в честь ангелов) // Журнал Московской Патриархии. 1944. № 11. С. 32-33
  • Книга ангелов: Антология христианской ангелологии. СПб.: Амфора, 2005.
  • Матвеевский П., священник. Мнения святых отцов и учителей Церкви о природе духов // Странник. 1864. № 11.
  • Мир ангелов и демонов и его влияние на мир людей. Православное учение о добрых и злых духах. М.: Даръ, Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.
  • Небесный Архистратиг. Чудеса и явления Архангела Михаила. М.: Русскiй Хронографъ, 2010.
  • Небесных воинств Архистратизи… Каноны, акафисты, молитвы. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2001.
  • Невидимый мир Ангелов. (Чудесные явления Ангелов людям, участие Ангелов-Хранителей в жизни человека, явления и чудотворения святых Архангелов). Сост. А. В. Фомин. М.: Новая Мысль, 2010.
  • Озерецкий П. Воззрения древнерусского народа на ангелов и злых духов // Руководство для сельских пастырей. 1867. Т. 1. № 16.
  • Палладий, епископ Ижевский и Удмуртский. «Святый Ангеле Божий, моли Бога о мне» // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 11. С. 42-43.
  • Парвов А., священник. О благодетельном отношении святых ангелов к роду человеческому // Странник. 1863. № 11.
  • Переспелов И. Поучение в храмовый праздник — в честь св. Архистратига Божия Михаила // Пензенские епархиальные ведомости. 1869. № * Поляков Сергий, священник. Собор Честных Небесных Сил бесплотных // Журнал Московской Патриархии. 1992. № 11/12. С. 54.
  • Потелещенко Николай, протоиерей. Слово в день Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных // Журнал Московской Патриархии. 1981. № 11. С. 42-44.
  • Праздник в честь архистратига Михаила и народные представления, соединяемые с именем архистратига // Руководство для сельских пастырей. 1899. Т. 3. № 46.
  • Псевдо-Дионисий Ареопагит. Святого Дионисия Ареопагита о небесной иерархии. — 6-е изд. — М.: Синодальная Типография, 1898. — 63 с.
  • Размышления об Ангеле хранителе. Издательство «Неугасимая лампада», 2007.
  • Святые отцы об ангелах // Журнал Московской Патриархии. 1984. № 11. С. 48.

В Священных Писаниях

В Ветхом Завете

В Книге Бытия () херувим, вооружённый «пламенным мечом», охраняет вход в Эдемский Сад. Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога: «воссел на херувимов и полетел» (Пс. ); частый эпитет Бога в Ветхом Завете — «Сидящий на херувимах» (1Цар. , 2Цар. , Ис.  и в других местах). Пророк Иезекииль, предсказывая падение царя Тира, сравнивает его с херувимом, чьи одежды были украшены сверкающими драгоценными камнями, который был низвергнут Богом из Эдемского Сада на землю за то, что он впал в грех гордыни (Иез. ).

Ковчег Завета. Художественная реконструкция XIX века, включающая стилистические элементы эпохи Возрождения. Херувимы представлены в виде ангелов.

В Скинии, поверху крышки Ковчега Завета, вероятно по коротким её сторонам, были установлены два литых из золота херувима лицом друг к другу, с распростёртыми, как бы прикрывающими Ковчег, крыльями (Исх. , ). Херувимы и крышка Ковчега (капорет) составляли единое целое. В тексте отсутствует подробное описание херувимов, говорится лишь, что они обладают крыльями и лицами. Представляется, что, располагаясь на крышке Ковчега Завета, херувимы одновременно символизировали престол невидимого Бога и служили защитой Ковчега. Бог сообщил Моисею, что над Ковчегом между двумя херувимами он будет открываться ему и, через него, давать заповеди народу Израиля (Исх. ).

Соломон велел вырезать из масличного дерева и покрыть золотом гигантских херувимов высотой в десять локтей (около 5 м). Их пятиметровые крылья «простирались над местом Ковчега» (3Цар. ) в Святая святых Иерусалимского храма.

Изображения херувимов были вышиты на занавеси (парохет) при входе в Святая святых (Исх. ; ), на покрывалах Скинии (Исх. ; ) и вырезаны на внутренних и внешних стенах (3Цар. ), дверях внутреннего и внешнего святилищ (3Цар. ) и панелях Храма (3Цар. ). Резные изображения на стенах и над дверью Храма упоминаются и в пророческом видении Иезекииля, причём каждый херувим имел два лица, человека и молодого льва (Иез. ).

Следующая высшая ступень после Серафимов — это Херувимы

Следующая ступень после Серафимов — это Херувимы. В книге Бытия, есть такая запись, в которой указано, что один их Херувимов — страж. Считалось, что он стоит и охраняет вход в рай. Царь Давид говорил, что Бог использует Херувимов в качестве перевозчиков, именно так он облетает свои владения.

Цель Херувимов — доносить людям мудрость Божию. Они повествуют людям о Боге, а также учат людей жить спокойной и праведной жизнью. Они не только учат простых христиан, но и учат тех, кто находится на самых нижних ступенях небесной иерархии.

Херувимы появились примерно на третий день после сотворения Богом мира. И именно они и были существами, которые поселились на земле.

На изображениях, Херувимы, также как и Серафимы изображаются с человеческим лицом и крыльями и шестью крыльями

Изображения Херувимов можно увидеть на некоторых иконах и статуях. На них, они также как и Серафимы изображаются с человеческим лицом и крыльями. На некоторых изображениях можно увидеть и львиную морду. А в некоторых древних источниках указано, что Херувимов изображали даже в виде быков с крыльями.

Изображения Херувимов можно увидеть на некоторых статуях, на которых они также изображены с человеческим лицом и крыльями

Если верить европейской легенде, в которой указано, что когда человек засыпает, то тело его шепчет душе о том, что было пережито за день. Затем душа передает информацию Ангелу Хранителю, а он Херувиму.

После него информация попадает еще выше, к Серафиму, а оттуда сразу к Богу. Именно так Господь и узнает то, что совершил человек за день.

Херувимы — восхваляют и воспевают Бога в своих гимнах и песнопениях.

Ангелы всегда считались самыми умными и мудрыми существами. Например, Иоанн Златоуст считал, что Херувим состоит из глаза, именно поэтому он все видит и все знает о человеке. Только так он и передает всю информацию Богу.

Но, к сожалению, негде нет точного описания, как они выглядят. Только есть два критерия — это крылья и лица. Предполагалось, что именно Херувимы должны были быть расположены на крышке Ковчега Завета, так как одновременно символизировали престол невидимого Господа и служили защитой всего Ковчега.

Примечания

Примечания
  1. Макарий Преподобный, комментируя книгу «О небесной иерархии», отметил, что Псевдо-Дионисий описывал первую иерархию в обратном порядке, «восходя снизу вверх, ибо серафимы третьи, херувимы вторые, а престолы первые». Однако мнение необоснованно: следующие за первой триадой чины как в заголовках, так и в описаниях написаны в обычной очерёдности.
Сноски
  1. ↑ , с. 53.
  2. Rosa Giorgi. Angels and Demons in Art. — J. Paul Getty Museum, 2005. — С. 301. — 384 с. — ISBN 978-0892368303.
  3. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника. — СПб: Олега Абышко, 2010. — С. 69. — 464 с. — ISBN 978-5-903525-30-0.

Ангелы

А́нгел (др.-греч. ἄγγελος, ангелос — «вестник, посланец»), в авраамических религиях — духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Традиционно ангел изображается как антропоморфное существо с крыльями за спиной.

Ангелы обычно изображались в виде светловолосых юношей с крыльями (символ свободы духа) в белой льняной одежде с золотыми поясами. Место обитания ангелов — небеса, которые сотворены прежде плотного неба (Быт.1.1, Быт.1.8).

Сила Ангелов даруется Богом. Он определяет для любого Ангела те способности, которыми Ангел будет обладать. Некоторые способности были показаны во многих христианских сказаниях:

  • Быть невидимым для физического восприятия;
  • Способность к полёту в духовном;
  • Способность к проявлению в материальном:
  • Способность появляться в физическом человеческом теле, способность к воздействию на физический мир;
  • Видение через время, видение как лица человеческой души, так и мыслей человека в душе и во взгляде, глубинных помышлений сердца человека;
  • Способность уничтожать целые города;
  • Возможность греховного выбора существует для ангелов в христианстве, но отсутствует в исламе и иудаизме;

Также к ангелам относятся архангелы.

 Подробнее о разнице между серафимами, херувимами и ангелами можно узнать из видео:

Какое место в небесной иерархии занимают Престолы

По Священному Писанию, Престолы имеют такое название не просто так. На них время от времени восседает Бог, изрекая свой Суд. По некоторым преданиям, Престолы служат и средством передвижения Бога, поэтому их иногда называют Богоносными.

Изображение престолов на фреска храма Святого Иоанна Крестителя в Кратово, Македония.

Представители этого ангельского чина выполняют роль престола Господнего. Они занимают третье место среди ангельских чинов, подчиняясь Серафимам и Херувимам. Все остальные ангельские чины подчиняются Престолам и более высшим ангелам.

Престолы изображаются в виде огненных колес с глазами на ободах. У них имеется по четыре крыла. Изначально в таком виде изображались Херувимы, но позднее их облик стал ближе к Серафимам, а огненные колеса еще некоторое время были их атрибутами. В это же время людям открылся истинный облик Престолов. В еврейской культуре третий чин называется Колесами, или Офанимами.

В целом, существует три чина первой сферы божественной иерархии. Это ближайшие к Богу Серафимы и подчиненные им Херувимы и Престолы. Каждый из этих божественных сущностей выполняет свои роли, помогая Богу управлять миром.

Три иерархии различают в Ангельских чинах: Высшую, Среднюю и Низшую. А каждая из иерархий состоит из трех ступеней.

Серафимы и Херувимы принадлежат к первой и второй ступени высшей иерархии, третьими являются Престолы.

Примечания

  1. также 3Цар. 
  2. ↑ Мидраш Берешит Раба XXI
  3. Танна дебе Элияху Раба I
  4. Талмуд, Хагига 13б
  5. ↑ Мидраш Тегиллим XVIII, 15; Мидраш Шир ха-Ширим Раба к 1:9
  6. Талмуд, Иома 21а
  7. Талмуд, Иома 54б
  8. Талмуд, Иома 54а
  9. Талмуд, Хагига 12б
  10. Мидраш Кохелет Раба X, 20
  11. Мидраш Тадше, изд. Эпштейна, стр. 15
  12. см., например, Сифре, к Втор. 3:24
  13. ср. Зогар на Книгу Исход, глава Бо, 43а
  14. Адольф Йеллинек, Auswahl Kabbalistischer Mystik, стр. 3
  15. ↑ — статья из
  16. Скабалланович М. Н. Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения. — Мариуполь: 1904. — С. 29.
  17. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. СПб. 1900. Т. 6 С. 751.
  18. Скабалланович М. Н. Указ. соч. С. 30
  19. «Книга тайн Еноха» XIX, 6; XX, 1
  20. Книга Еноха, LXX, 7; ср. LXI, 10
  21. ↑ Талмуд, Сукка 5б
  22. Это связано с сопоставлением двух мест у пророка Иезекииля (1:10 и 10:14): в первом месте сказано, что существа небесной колесницы имели четыре лика: человека, льва, быка и орла, а в другом месте сказано, что эти четыре лика были: херувима, человека, льва и орла. Таким образом следует, что херувим = быку.
  23. ↑ Еврейская энциклопедия, Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.
  24. Талмуд, Хагига 13б
  25. Иудейские Древности, VIII, 6 § 5; VIII, 3, 3
  26. Филон Александрийский, De Cherubim, VII, X; De Vita Mosis, III, 8
  27. Маймонид, Мишне Тора, раздел «Основы Торы» II, 7)
  28. Маймонид, Путеводитель растерянных IIΙ, 45
  29. .
Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации