Андрей Смирнов
Время чтения: ~23 мин.
Просмотров: 1

Книга еноха. енох 5. глава 5

Содержание

Текст Книги Еноха содержит 108 глав и разбит на пять книг:

  • Книга I (Книга Стражей). Главы 1—36.
    Вступление; созерцание природы; схождение двухсот ангелов на землю — они берут в жены дочерей человеческих, от которых рождаются дети (исполины), уводят человечество с истинного пути; Бог уничтожает их; путешествия Еноха по небесам, земле и преисподней.
    По всей вероятности, это наиболее древняя часть, датируемая III веком до н. э.
  • Книга II (Книга Притчей). Главы 37—71.
    Описание дней Последнего Суда; Енох путешествует по небесам, встречается с Избранником; ему раскрывают все небесные тайны.
    Датировки различны — от первой половины I века до н. э. до конца I века н. э.
  • Книга III (Книга небесных светил). Главы 72—82.
    Вращение небесных тел, показанное Еноху ангелом Уриэлем.
    Кумранские фрагменты этого текста датируются концом III — началом II века н. э.[]
  • Книга IV (Книга сновидений). Главы 83—90.
    Видение о разрушении земли; видение об истории земли от Адама до первых дней небесного царства.
    Фрагменты на арамейском языке датируются третьей четвертью II века до н. э.
  • Книга V (Послание Еноха). Главы 91—108.
    Завет Еноха; главы 93:1—14 и 91:12—17 соответственно — так называемое Откровение десяти недель, описывающее историю земли от начала Последнего Суда и творения новых небес.
    Датируется I веком до н. э.[неавторитетный источник?]

Самые старые фрагменты текста (в основном, из части, именуемой «Книгой стражей (наблюдателей)») датируются примерно 300 годом до н. э., а последняя часть (так называемая «Книга притч»), вероятно, относится к I веку до н. э.

Полностью сохранился только эфиопский перевод. Существуют также два обширных фрагмента текста на греческом, найденные в 1886 году в Египте. В 1952 году в Кумране были обнаружены несколько сотен фрагментов книги на арамейском языке, который считается языком-оригиналом.

Книга Еноха и её влияние

Древний представитель религиозной, теологической литературы датируется I веком до нашей эры и рассказывает о событиях, которые случились до Потопа. Писание раскрывает несколько другой взгляд на произошедшее. Несмотря на культурное значение, книга не была известна большинству верующих до XVIII века, когда была найдена в эфиопской Библии. Издание входило в канон, но судьба текста складывалась непросто.

Эфиопская православная Библия на коровьей коже.

Святые отцы с подозрением относятся к изменениям, которые необходимо внести в священные тексты. Причины понятны — никто не сможет чётко сказать правдив новый текст, или нет. Времена сейчас такие, что менять приходится даже то, что казалось монолитным. Правда, не на этот раз. Книга Еноха не была включена в число канонических книг Ветхого и Нового заветов, хотя там содержится много интересной информации. Скачать книгу Еноха в PDF (720KB) .

Почему святые отцы проявили упорство, не желая причислять писание к канону? На этой основе было выведено множество теорий. Самые популярные — о заговоре. Заговоре в Ватикане, ведь только на таком уровне могут приниматься решения о включении текста в канон. Папа Римский и его кардиналы не захотели дать официальный статус, чтобы не подтверждать некоторые факты, описанные в труде.

О чём рассказывает текст? О временах и причинах Всемирного Потопа. Как две тысячи ангелов спустились на землю и стали брать в жёны смертных женщин. Стали заводить с ними потомство. Когда Земля наполнилась грешниками — Господь Бог обрушил на неё великую катастрофу. Два события связаны напрямую.

Одним из первых ангелов, которые спустились в юдоль смертных был ангел Люцифер. В самом тексте он не упоминается. Там говорится что ангелы, спустившись на землю, стали падшими. То есть отвергли благодать Неба ради того, чтобы уподобиться смертным. Одна из версий теории ватиканского заговора ссылается на это обстоятельство.

Сражение Давида с нефилимом Голиафом

Хоть книга не внесена в канон официально, многие изучают её, пытаясь проникнуть в смысл написанного. Интересно происхождение исполинов, которые упоминаются в Библии. Книгу Еноха ещё называют Книгой Исполинов. Дело в истории, которая описана выше. Ангелы, взяв себе в жёны смертных женщин, завели потомство — нефилимов, огромных великанов ростом от 5 до 150 метров. Они, снедаемые вечной злобой, нападали и пожирали людей. Потому что в их ненасытных утробах уже исчезло всё, что они могли найти съедобного.

То, что ангелы передали людям многие знания повлияло на состояние дел на Земле . Сведения, что принесли только боль и страдания. Они научили человечество изготавливать оружие, обрабатывать и посвятили в страшные, магические практики.

Увидев, какой ужас творится в мире смертных, Господь задумал смыть всё Великим потопом, предупредив только Ноя. Но сначала Бог заключил всех падших Ангелов во Мраке, где они будут дожидаться Страшного Суда, а исполины истребили друг друга. Такая судьба стала новым началом для человечества, которые должно было доказать своё право на лучшую жизнь.

Обещанное возвращение

Согласно христианским пророчествам Енох и другой пророк Илия вернутся на планету Земля перед Вторым Пришествием. Они станут вести проповеди, рассказывать о покаянии. Будут предостерегать людей от Антихриста. Станут указывать грешникам праведный и единственно верный путь к спасению.

Встречается мнение, что седьмой патриарх не был поднят Богом на небо, а до сих пор живет где-то на свете. И что он сокрыт от всех до тех пор, пока не наступит его час.

Иное мнение гласит, что Енох по-прежнему находится на Небесах. И выполняет там для Бога важную работу. Он записывает все божественные мысли и изречения, чтобы ангелы и люди могли ознакомиться с ними тогда, когда наступит время.

В целом же, этот библейский персонаж называется пророком потому, что в своих трактатах он оставил много указаний, которые по легенде исходили от самого Бога. Еще он подробно описал события того времени, когда сам жил на земле. Указал обычаи, устои и нравы раннего христианства.

Легендарный сын Иареда Енох считается образцом честности и покорности Волей Божией. Все пророчества Еноха заключены в его книгах, манускриптах и трудах. Именно этому персонажу из библии приписывают открытие письменности. Поэтому можно сказать, что Енох не только благочестивый святой, но и основоположник нескольких направлений наук. А также, в некоторой степени, ученый и первооткрыватель.

https://youtube.com/watch?v=kiiKYKWRyw8

Автор

Славянская книга Еноха

Введение

Книга Еноха относится к числу апокрифов ветхозаветного цикла. Из Библии о Енохе, седьмом от Адама, прадеде Ноя, известно, что он прожил 365 лет и «не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5, 24), Енох «угодил Богу» и «не видел смерти» (Евр. 11, 5), и «не было на земле никого из сотворенных, подобного Еноху, ибо он был восхищен от земли» (Сирах. 49, 16) и «взят на небо» (Сирах. 44, 15).

Славянская Книга Еноха, или «Книга о вознесении праведного Еноха», известна в списках русского, сербского, молдавского и болгарского происхождения конца XV — начала XVIII в. Выделяют две редакции славянского текста апокрифа — краткую и пространную. Краткая является первичной (возможно, она возникла еще в X–XI вв.), пространная была создана не ранее XIV в. (возможно, в конце XV в.) в результате внесения дополнений и некоторых переделок в текст краткой редакции. Славянский текст Книги Еноха был известен на Руси, о чем свидетельствуют, в частности, наличие значительных фрагментов из нее в составе Мерила Праведного (XIV в.), упоминание о Енохе в Повести временных лет и в Послании архиепископа Новгородского Геннадия (XV в.).

Славянская Книга Еноха — переводный текст. Но в отношении происхождения перевода не существует единой точки зрения: А. Ваяан полагал, что перевод был совершен с греческого языка на старославянский (в Македонии или Паннонии), Н. А. Мещерский высказывал предположение, что перевод был сделан непосредственно с древнееврейского на древнерусский (в Киевской Руси).

Помимо славянского текста апокриф о Енохе дошел до наших дней полностью или во фрагментах на ряде других языков.

Поскольку сохранившиеся на разных языках тексты апокрифа существенно отличаются по композиции, содержанию и характеру изложения, их принято делить на три группы, представляющие собой три разные версии апокрифа о Енохе, которые в научной литературе называют Енох 1, Енох 2 и Енох 3. Под Енохом 1 понимают версию, представленную в полном виде на эфиопском языке, а также сохранившуюся частично на греческом (около одной трети полного текста) и во фрагментах на арамейском и древнееврейском (не более 5 % всего текста). Под Енохом 2 подразумевают славянскую версию апокрифа (то есть тексты, дошедшие в славянских списках). Енохом 3 называют средневековую еврейскую версию апокрифа.

И хотя известные в настоящий момент 3 версии Книги Еноха значительно отличаются друг от друга, тем не менее, исследователи не сомневаются, что они восходят в далеком прошлом к одному источнику.

. Древнее происхождение апокрифа подтверждается найденными в Кумране фрагментами Книги Еноха (на древнееврейском и арамейском языках), датируемые II–I вв. до н. э.

В первые века нашей эры Книга Еноха была не только известна, но и пользовалась авторитетом, о чем свидетельствует упоминание о ней в Послании апостола Иуды (1, 14–15). В своих сочинениях на Книгу Еноха ссылались Ириней Лионский, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген.

Современные исследователи Книги Еноха видят в ней одно из первых произведений апокалиптического жанра, предтечу всей раннехристианской апокалиптической литературы.

Более подробно о Книге Еноха см.: Соколов М. И. Славянская Книга Еноха Праведнаго. М., 1910; Мещерский Н. А. К истории текста славянской Книги Еноха // Византийский временник. Т. XXIV. М., 1964. С. 91—108; Valiant A. Le livre des secrets d’Henoch. Paris, 1952; Black M. The Book of Enoch or 1 Enoch …

Основание города

Филарет полагает, что город являлся просто ограждённым селением и был основан гораздо позднее рождения Еноха (когда потомство Каина достаточно размножилось). Причиной основания города, по мнению митрополита, был страх Каина перед дикими животными и убийцами.

Златоуст отмечает, что называние города именем сына было подменой утраченного в раю бессмертия и явилось лишь «памятником грехов».

Ефрем Сирин считает, что земля Нуд называлась так из-за сотрясений, которым она подвергалась при пребывании на ней Каина, и сменой названия Каин хотел стереть память об этом.

Филарет замечает, что Каин не захотел давать городу своего имени из-за запятнанной братоубийством репутации.

Обстоятельства рождения

В Библии говорится только о том, что Каин «познал жену свою», имя её не называется (в байроновской мистерии «Каин» жену главного героя зовут Адой, но это имя позаимствовано поэтом у жены Ламеха).

Иоанн Златоуст считает матерью Еноха дочь Адама и Евы. В отличие от Филарета, Иоанн считает для Каина вполне естественным стремиться к размножению.

Cогласно «Книге Юбилеев» (ок. II века до н. э.) Еноха родила Каину Аван.

Митрополит Филарет обращает внимание на противоречие между отчаянием Каина и его заботой о продолжении рода. Филарет иллюстрирует этим положение грешника, который, «стоя на краю бездны, всё ещё думает о своих удовольствиях».. Феодорит Кирский отмечает, что Бог позволил Каину жениться на сестре, чтобы его потомство, будучи близкими родственниками друг другу, жило между собой в согласии.

Феодорит Кирский отмечает, что Бог позволил Каину жениться на сестре, чтобы его потомство, будучи близкими родственниками друг другу, жило между собой в согласии.

А. П. Лопухин предполагает, что Каин женился ещё до убийства Авеля, так как ему вряд ли удалось бы заключить брак, будучи братоубийцей. Имя Еноха Лопухин толкует как «освятитель, начинатель, обновитель» и связывает как с первенством в роду, так и с основанием города — началом нового периода в жизни общества.

Примечания

  1. Енох, Энох // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  2. Али-заде, А. А. Идрис // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007.
  3. ↑ Енох // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. например, в Синодальном переводе Быт. 
  5. ↑ Ханох // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  6. Книга Яшера, глава 2:37
  7. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Метатрон
  8. Просветитель (Иосиф Волоцкий), Слово десятое.
  9. Быт. 
  10. Енох // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  11. «Книги Еноха. Тайны неба и земли». ЭКСМО. М. 2003, с. 35
  12. 3 Енох, 4: 1 — 2 и след.
  13. Послании (Иуд. )
  14. Быт. 
  15. «Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.» (Быт. )
  16. Евр. 
  17. , абзац 3:
  18. Мхитар Айриванеци, Хронографическая история — Второй труд, 1287
  19. Быт. ,Быт. 
  20. Быт. 
  21. Марьям  (Саблуков)
  22. Енох, Энох // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  23. Eusebius, , IX, 17
  24. Быт. 
  25. ср. Евр. 
  26. Енох, Энох // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  27. Шамин С. М. «Сказание о двух старцах»: к вопросу о бытовании европейского эсхатологического пророчества в России // Вестник церковной истории. — 2008. — № 2 (10). — С. 221—248.
  28. Beresch. r., XXV, 1
  29. Синодальный перевод: «В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите.»
  30. «И было ко мне слово Господне: сын человеческий! вот, Я возьму у тебя язвою утеху очей твоих вечером умерла жена моя»
  31. Beresch. r., ib.
  32. Раннехристианский апокриф «Вознесение Исаии» («Исаии пророка Вознесение») — краткий рассказ о преследовании и казни Исаии.
  33. היכלות רנתי, ספר חנוך,ספר היכלות, חיי חנוך изд. Jellinek’а в Бет-Гамидраше, II, IIΙ, ΙV, V.
  34. «Phaleg et Canaan», II, 13
  35. Рrоv., VI, 10
  36. см. Дильман, Август, Die Genesis, 1886, 115
  37. Быт. 
  38. полный текст на эфиопском языке был издан Августом Дильманом, 1853
  39. Иуд. 
  40. Ен.

Вторая книга Еноха — семь небес

Вторая книга Еноха подробно рассказывает как устроено Небесное царство. Так подробно, словно он был там, чтобы потом всё описать. Каково устройство божественной обители? Оно разделяется на семь Небес, каждое из которых выполняет определённую функцию.

Первое Небо — погодное Небо. Здесь живут и работают ангелы, которые отвечают за погодные условия в мире смертных. Существа управляют движением всех звёзд и других светил. В этом месте хранятся запасы облаков, снега, града и росы. Всё, что оседает на землю в виде осадков.

7 небес

Второе, тюремное Небо. Здесь томятся в заточении отвергнутые Богом Ангелы. Не падшие ангелы, пути которым назад нет, а не оправдавшие ожиданий Всевышнего. Енох пишет, что когда он проходит рядом со Вторым Небом, то слышит их крики и стенания. Ангелы просят помолиться за них.

Третье, райское Небо. Здесь находится Древо Жизни и царит вечная благодать для верующих. Но в северной части этой обители находится место, где держатся люди, согрешившие при жизни. В этом месте они ждут возвращения к божественной благодати.

Небо колесничных, Четвёртое. Здесь хранится Солнечная и Лунная колесницы, на которых путешествуют ангелы. Тут обитают ангелы, которые обслуживают колесницы. Следят за их исправностью.

Небо бодрствующих, Пятое. Бодрствующие — особый класс ангелов. Они должны вечно скорбеть о братьях, которые нарушили заповеди Божьи. Скорбеть и молится чтобы отверженные поняли всю ошибочность их пути. Во время путешествия Енох говорит что полезнее будет закончить со скорбью и вернутся к служению Господу.

Шестое, управляющее Небо. Здесь находятся ангелы, управляющие аспектами миропорядка. Они следят за тем, чтобы миропорядок работал без сбоев, чисто и ровно. За покровительство над каждым народом отвечает свой ангел. В этом месте можно увидеть четырнадцать херувимов и серафимов.

Седьмое, божественное Небо. Здесь располагается престол Господа Бога нашего. Он окружен огромным войском, которое состоит из серафимов и херувимов. Всевышний зовёт Еноха прямо к своему Престолу, при помощи архангела Гавриила. Но свет божьего величия настолько силён, что монах тут же падает. Тогда Господь велит тому подняться. Не лично, а при помощи Михаила.

Божественный голос настолько силён, что может тут же убить человека, который его услышит. Михаил облекает Еноха в одежды славы. Закончив, появляется архангел Веревеил, который даёт монаху писчие принадлежности и на протяжении 30 дней рассказывает ему о законах мироздания. После чего монах удостаивается встречи с Господом Богом. Который рассказывает Еноху историю сотворения мира.

Становится понятно, почему этот текст вызывает споры и порождает столько теорий. Ни один из известных человечеству текстов не проник столь глубоко в Царство Господнее. И становится понятно мнение людей, которые считают, что Книга Еноха может использоваться как доказательство того, что Бог — высшее существо, пришедшее с другой планеты.

Всё в его царстве рационально, есть даже рабочие, которые следят за работоспособностью всей небесной машинерии. Это наводит на определённые мысли. Зачем Господу помощники, если он всесилен? Есть и многие другие вопросы, которые возникают после прочтения, без чёткого ответа. Всё, что остаётся — раз за разом перечитывать строки древнейшего писания, в попытках отыскать между ними истину.

Опасности, скрываемые в книге

Чем так опасна скрытая Ватиканом книга ветхозаветного праведника, читать которую очень интересно? Достаточно ознакомиться с нею лично, как все вопросы об этом отпадут. Книги Еноха опровергают самые важные догмы, принятые Поздними Отцами Церкви:

  1. Бог един – Книги Еноха явно намекают, что известный Творец может быть лишь одним из многих.
  2. Грех – чисто человеческая слабость. Енохианские же записи указывают, что грех и насилие пришли свыше, от ангельских сущностей.
  3. Страшный суд будет вершить Господь. У Еноха его будет вести Человек, достигший высшего статуса праведности.
  4. Святость некоторых древних семей. В указанных трудах многие признанные праведными семьи подвергаются сомнению и критике.
  5. Отрицание мистики, как творения дьявола – ветхозаветный автор, напротив, воедино связывает мистику с божественным.

И наконец, описания небесных сфер Еноха сегодня все больше напоминают фантастический рассказ о посещении кораблей высокоразвитых пришельцев с их высокими технологиями. Только происходило это 4 тысячи лет назад. Очень сильный повод пересмотреть суть веры.

Примечания

  1. Текст без указания переводчика и издания.
  2. Fahlbusch, E.; Bromiley, G.W. The Encyclopedia of Christianity: P-Sh page 411, ISBN 0-8028-2416-1 (2004).
  3. «We may note especially that 1:1, 3-4, 9 allude unmistakably to Deuteronomy 33:1-2 (along with other passages in the Hebrew Bible), implying that the author, like some other Jewish writers, read Deuteronomy 33-34, the last words of Moses in the Torah, as prophecy of the future history of Israel, and 33:2 as referring to the eschatological theophany of God as judge.» Бокэм, Ричард, Профессор теологии университета Св. Эндрю, Шотландия. The Jewish world around the New Testament: collected essays. 1999 ст. 276.
  4. «1.9 In ‘He comes with ten thousands of His holy ones the text reproduces the Massoretic of Deut.33,2 in reading ATAH = erchetai, whereas the three Targums, the Syriac and Vulgate read ATIH, = met’autou. Here the LXX diverges wholly. The reading ATAH is recognised as original. The writer of 1-5 therefore used the Hebrew text and presumably wrote in Hebrew.» R.H.Charles, Профессор древний греческий язык, Тринити Колледж, Дублин Book of Enoch: Together with a Reprint of the Greek Fragments Лондон 1912, p.lviii.
  5. «The introduction.. picks up various biblical passages and re-interprets them, applying them to Enoch. Two passages are central to it The first is Deuteronomy 33:1 .. the second is Numbers 24:3-4» Michael E. Stone профессор арменоведения и Гейл де-Нура профессор религиоведения в Университете иврит в Иерусалиме. Selected studies in pseudepigrapha and apocrypha with special reference to the Armenian Tradition (Studia in Veteris Testamenti Pseudepigrapha No 9) p.422.
  6. Vanderkam, JC. Кафедра философии и религии, Университет штата Северная Каролина. 1 Enoch: A New Translation. Fortress Миннеаполис 2004.
  7. В доступных текстах в главе 33 нет упоминания об Адамовой книге.
  8. «In his reading of 1 Enoch Jude does not use the present tense used in the Greek version we have of 1 Enoch and in the LXX of Deut 33:2» Peter H. Davids, Профессор библейского богословия, Университета Св. Стефана, Канада. The letters of 2 Peter and Jude. Гранд-Рапидс 2006.
  9. Jenkyn, William An exposition upon the epistle of Jude: delivered in Christ-Church, London 1839 «How Jude came by, or whence he received, the prophecy of Enoch. 3. … the book of Enoch was preserved by Noah in the ark and brought forth after the flood» ст. 300.
  10. Landon, Charles A text-critical study of the Epistle of Jude. — Университет Шеффилд, Англия. — 1996. — Page 35.
  11. Bauckham, Richard Jude and the relatives of Jesus in the early church. — 2004 «It seems that Jude took the attribution of 1 Enoch 1 :9 to Enoch seriously» ст. 225.
  12. Bauckham, Richard, Профессор теологии университета Св. Эндрю, Шотландия Jude, 2 Peter Word Biblical Commentary. — Thomas Nelson Эдинбург, 1983.
  13. Charles, J.D. Literary Strategy in the Epistle of Jude. — Университет Скрентон, Торонто 1993, ст. 56, 83.
  14. «προεφήτευσεν τούτοις» а не «προεφήτευσεν περὶ τούτῶν» См. Wallace, Daniel Baird Профессор Нового Завета, Даллас Духовной Семинарии Greek Grammar Beyond The Basics, Гранд-Рапидс 1996 ст. 140, 142.
  15. Neyrey, Jerome H. профессор католического университета Нотр-Дам 2 Peter, Jude: a new translation with introduction and commentary. — Индиана, США 1993 ст. 81.
  16. Nickelsburg, George W. Профессор религии, Университета штата Айова 1 Enoch A Commentary. — Fortress. Миннеаполис 2004.
  17. Текст издания 1988 года в Викитеке.
  18. Текст в Викитеке.

Запрещённая книга Еноха

Запрещённая книга Еноха вызывает больше всего споров среди верующих и практиков. Причины такого запрета достаточно туманны, что даёт волю теориям и домыслам. Писание рассказывает как Бог принимает Еноха на Небо. Он попадает туда в возрасте 365 лет, о чём есть упоминание в книге Бытия.

Енох мог исследовать царство божие, изучать устройство небесного царства. В том числе — устройство небесной механики. Сейчас книгу можно найти в интернете, но долгое время её судьба оставалась незавидной. Она вызывала громкие споры среди святых отцов, которые всё никак не могли прийти к общему мнению. Возникало много вопросов, которые не суждено было решить.

Книга стала подспорьем для людей, которые выдвигают теории о том, что Бог и другие божества, были выходцами из других миров, которые посетили Землю, дабы населить её людьми. Такие рассуждения идут в разрез с основным догматом Церкви — Бог един, он всемогущ. Если Господь путешественник с другой Вселенной, значит есть его соотечественники. О каком всемогуществе говорить в таком случае?

Дополнительная информация

В 1888 году в Казани протоиереем Ал. Смирновым были изданы два текста:

  1. «Книга Еноха. Историко-критическое исследование» (магист. диссертация, вып. I, Казань, 1888) — с немецкого, опубликован совместно с комментариями;
  2. Книга Еноха в русском переводе, Казань, 1888 со ссылкой на журнал «Православный собеседник», № 9 с. 120—140; № 10 с. 218—246; № 11 с. 397—412; № 12 с. 449—482 — текст без комментариев:
    • включён в сборник: Тантлевский И. Р. Книга Еноха. Сефер Йецира — Книга Созидания. — М.: «Мосты культуры / Гешарим», 2002. — 374 с. ISBN 5-93273-103-6[источник не указан 374 дня];
    • включён в сборник: Книга загробных видений. — СПб.: Амфора, 2006. — ISBN 5-367-00063-0[источник не указан 374 дня];
    • cуществует аудиокнига перевода.

Текст состоит из 20 глав, которые сгруппированы в 5 частей:

  1. Мистическое путешествие Еноха (содержит главы 1—5);
  2. Три притчи Еноха (содержит главы 6—12);
  3. О небесных светилах (содержит главы 13—14);
  4. Два видения Еноха (содержит главы 16—17);
  5. Наставление детям (содержит главы 18—20).

Суть произведения состоит в том, что 200 ангелов приземлились на горе Ермон, брали себе в жёны земных женщин и породили исполинов и магов, после чего переполнившаяся грешниками Земля была подвергнута Потопу (главы 6—10, по изданию Смирнова)[источник не указан 377 дней]. В канонической книге Бытия эти существа именуются сыны Божии (Быт. ).

Соотношение этих текстов с текстом, состоящим из 108 глав — является предметом исследования.

Автор

Книга Еноха

Предисловие неизвестного современного автора

КHИГА ЕHОХА

Тpи пpитчи Еноха

Книга Еноха

Предисловие неизвестного современного автора

Книга Еноха относится к числy так называемых псевдоэпигpафов.

Она была написана в I в. до н.э. от имени ветхозаветного патpиаpха Еноха. О Енохе, седьмом по счетy потомке Адама, из Библии известно следyющее:

«Енох жил шестьдесят пять лет и pодил Мафyсала. И ходил Енох пеpед Богом, по pождении Мафyсала, тpиста лет и pодил сынов и дочеpей. Всех же дней Еноха было тpиста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пеpед Богом; и не стало его, потомy что Бог взял его.» (Быт 5:21-24)

Это «взял» поpодило комментаpии, yтвеpждавшие, что Енох (как и после него пpоpок Илия) был взят на небо живым то ли за исключительнyю пpаведность, то ли еще почемy-то. Hаписанная неизвестным автоpом (или автоpами) Книга Еноха повествyет о пyтешествии Еноха на небо, где он наблюдал восстание Сынов Божиих, каpтины гpядyщего конца света, постиг небеснyю механикy и бyдyщее сынов Изpаиля и много иного сокpовенного. Его видения и пpоpочества и составляют этy книгy.

Книга Еноха считалась в pаннехpистианском миpе хотя и не канонической, но исключительно автоpитетной. Ее пpямо цитиpyет автоp Послания Иyды Иуд 1:14, косвенные намеки на нее дает апостол Петp, на нее ссылались Климент Александpийский, Оpиген и Теpтyллиан, а также автоp неканонического Послания Ваpнавы (последний даже говоpил о ней как о части Писания). После того, как канон Священного Писания был сфоpмиpован, автоpитет Книги Еноха yгас, а ее текст потеpялся.

Он был обнаpyжен вновь только в 1773 г. на эфиопском (амхаpа) языке, в двойном пеpеводе с аpамейского или дpевнееевpейского чеpез гpеческий, но зато полностью, что огpомная pедкость. Впоследствии в Ахмиме (Египет) пpи pаскопках были найдены два больших фpагмента гpеческого текста, а в Кyмpане (Палестина) – большое количество коpотких аpамейских фpагментов. Их сопоставление позволяет считать данный текст, пеpеведенный с эфиопского, аyтентичным. Разбивка ее на главы yсловна, исследователи (Р.Чаpльз) yсматpивают в ней несколько пеpемешанных pазновpеменых частей, состоящих из комбинаций фpагментов (отмеченных в нашем тексте номеpами в квадpатных скобках). Cyществyет еще один эпигpаф Еноха на стаpославянском – т.н.

. Втоpая Книга Еноха (вероятно автор имеет в виду эту, прим. автора сайта).

Мы для yдобства чтения pазбили ее на пять больших фpагментов.

1. Мистическое пyтешествие Еноха

2. Тpи пpитчи Еноха

3. О небесных светилах

4. Два видения Еноха

5. Hаставление детям

КHИГА ЕHОХА

Мистическое пyтешествие Еноха

Енох 1

1. Слова благословения Еноха, котоpыми он благословил избpанных и пpаведных, котоpые бyдyт жить в день скоpби, когда все злые и нечестивые бyдyт отвеpжены.

2. И отвечал и сказал Енох, – пpаведный мyж, котоpомy были откpыты Богом очи, – что он видел на небесах святое видение: «Его показали мне ангелы, и от них я слышал всё, и ypазyмел, что видел, но не для этого pода, а для pодов отдалённых, котоpые явятся.

3. Об избpанных говоpил я и об них беседовал со Святым и Великим, с Богом миpа, Котоpый выйдет из Своего жилища.

4. И оттyда Он пpидёт на гоpy Синай, и явится со Своими воинствами, и в силе Своего могyщества явится с неба.

5. И всё yстpашится, и стpажи содpогнyтся, и великий стpах и тpепет обоймёт их до пpеделов земли.

6. Поколеблются возвышенные гоpы, и высокие холмы опyстятся, и pастают, как сотовый мёд от пламени.

7. Земля погpyзится, и всё, что на земле, погибнет, и совеpшится сyд над всем и над всеми пpаведными.

8. Hо пpаведным Он yготовит миp и бyдет охpанять избpанных, и милость бyдет господствовать над ними; они все бyдyт Божии, и хоpошо им бyдет, и они бyдyт благословлены, и свет Божий бyдет светить им.

9. И вот Он идёт с миpиадами святых, чтобы совеpшить сyд над ними, и Он yничтожит нечестивых, и бyдет сyдиться с всякою плотью относительно всего, что гpешники и нечестивые сделали и совеpшили пpотив Hего.

10 …

Славянская Книга Еноха

Славянская Книга Еноха, или Книга Тайн Еноха, части и фрагменты общей книги, которые сохранились на старославянском языке. Писание всегда пользовалась авторитетом среди славянских святых и была известна на территории нашей родины, и за её пределами. Об этом можно судить по частям речей, которые сохранили в себе отсылки, и целые вырезки из книги Еноха. Например в составе Мерила Праведного, и Послании архиепископа новгородского Геннадия. Её даже отметили в одном из летописных текстов Руси — в Повести Временных Лет.

Книга Тайн Еноха — текст переведенный, но кто именно его перевёл, и с какого языка, неизвестно. Есть несколько основных версий этого события. А. Ваян полагал, что перевод совершили с греческого, в Македонии или Паннонии. Н. А. Мещерский привёл много аргументов в пользу теории что на русский текст перевели с древнееврейского.

Книга дошла к нам на разных языках. Фрагменты, которые написаны на одном языке, отличаются от написанных на другом. Они не пересекаются между собой по сюжету. Разнятся даже композиция и стиль написания. Это даёт богатую пищу для размышлений, ведь складывается такое впечатление, словно фрагменты на разных языках изначально описывали совершенно разные события и хранились в разных местах.

Это нельзя никак подтвердить. Современные исследователя говорят о том, что все эти фрагменты, на самом деле, происходят из одного источника. Чем можно выделить славянскую книгу Еноха? Именно славянская версия древнего текста сохранилась в наиболее цельном варианте. Если где-то могут отсутствовать целые куски, то сюжет писания можно прослеживать без длительных разрывов.

Книга Еноха — загадочное произведение, которые многие ставят родоначальником жанра апокалиптической христианской литературы. Даже сейчас не утихают споры об этом тексте. Сторон много, а версий её загадочной судьбы ещё больше.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации