Андрей Смирнов
Время чтения: ~26 мин.
Просмотров: 1

Суть сатаны, что сатана есть на самом деле, его слуги, имя, сатана кем правит

Сатана в искусстве код

Образ сатаны | код

Средневековые описания образа сатаны чрезвычайно детальны, наделяя его исполинскими размерами, смешением антропоморфных и животных черт и т. д. Пасть сатаны часто отождествлялась со входом в ад, так что войти в ад означало быть сожранным им.

В иконописи существует композиция «Падение денницы», основанная на 14-й главе книги пророка Исаии. В этой композиции показаны ангелы в различных стадиях преображения в демонов и собственно Люцифер (денница), в данном случае естественно отождествляемый с сатаной.

В «Божественной комедии» Данте («Ад», XXXIV) сатана — гигантских размеров падший ангел с ужасающей внешностью: у него шесть крыльев летучей мыши и три лица, красное, бело-жёлтое и «как у пришедших с водопадов Нила» (комментарии в конце книги обозначают цвет, как цвет кожи эфиопа). Его зубы терзают Иуду Искариота — предателя Христа, и Брута с Кассием — убийц Гая Юлия Цезаря, знаменитого римского правителя, выдающегося полководца и писателя.

Напротив, Дж. Мильтон в «Потерянном раю» придаёт образу сатаны мрачное величие, делающее его пригодным для роли эпического героя.

Отрывок из речи сатаны в «Потерянном раю»:

Мильтон в «Потерянном раю» также описывает Хаос как третью силу, не связанную с восставшими ангелами и дружественную сатане. Сатана также обращается к Ночи, как к «Несозданной».

В этом же направлении идёт трагическая поэма нидерландского поэта Йоста ван ден Вондела «Люцифер», герой которой умеет быть импозантным в своём тщеславии и рассуждает о необходимости ис ошибку Ягве на пользу самому Ягве[источник не указан 113 дней].

В поэме Байрона «Каин» главный герой, Каин, является единомышленником и соратником Люцифера-сатаны в битве против творца мира. Люцифер здесь положительный герой, благосклонный к человеку, поскольку его бунт и бунт людей сродни друг другу.
Люцифер ведёт Каина по «безднам пространства». Каин следует за ним, чтоб уйти от ужаса земной жизни и там познать средство для преодоления этого ужаса. Но оказывается, что весь его земной опыт — «блаженнейший эдем» во всей его невинности в сравнении с тем, что ему в «безднах пространства» предстоит скоро постичь. Истина есть знание зла, и потому счастье со знанием несовместимо. Перед человеком выбор: или верить и спастись или сомневаться и погибнуть. Верить Каину больше не дано, он сомневается и познаёт.

Только после романтизма (Дж. Байрон, М. Ю. Лермонтов и др.), в струе либерализма и антиклерикализма, образ сатаны как вольнолюбивого мятежника может стать однозначно положительным героем, обретая черты древнегреческого божества: «К Сатане» Карддучи, «Люцифер» Марио Раписарди, «Литания Сатане» Ш. Бодлера[источник не указан 113 дней].

Для А. Франса, как наследника этой традиции, уже аксиоматично что сатана — идеал, и он играет этой аксиомой в «Восстании ангелов», доказывая, что Бога следует уничтожать в себе, «ибо мы не понимали, что победа — дух и, что в нас, и только в нас самих, должны мы побороть и уничтожить Иалдаваофа»[источник не указан 113 дней].

М. А. Булгаков в «Мастере и Маргарите» изображает Дьявола свидетелем евангельских событий, излагающим их как «Евангелие от себя», при этом Иисус («Иешуа») выступает как нищий философ-мечтатель, лишённый божественной глубины. Характерно, что поведение свиты Воланда (страх креста, петушиного крика и т. д.) выдаёт лукавый характер дьявольского повествования — таким образом, Булгаков пародирует представления «Исторической школы» в библеистике. Воланд — ироничный критик современной Булгакову реальности, окружённый свитой демонов и насмехающийся над человечеством. Балу у сатаны также посвящён немалый отрывок романа[источник не указан 113 дней].

В пьесе Гусейна Джавида «Иблис» сатана (Иблис) является воплощением зла, которое гнездится в самом человеке. Согласно Джавиду, если мир полон измен, предательств и преступлений, то в этом повинна порочная натура человека, его дьявольская природа.

В современном искусстве | код

Изображение сатаны, идеи и образы, символика сатанизма в настоящее время активно используются при продвижении некоторых музыкальных групп — прежде всего, с целью привлечения внимания к себе (см. эпатаж).

Многие группы, играющие в стиле метал (и особенно Блэк-метал), прибегают к символике сатанизма и имени сатаны, а также других демонов. Известны группы, утверждающие, что включают сатанистов или состоят только из них, в частности, Dissection:

Примечания

  1. ↑ — статья из
  2. ↑ Вельзевул // Энциклопедия Кольера.
  3. ↑ .
  4.  (англ.) (śṭn Northwest Semitic, to be(come) hostile, accuse. a. Satan, from Hebrew śāṭān, adversary, Satan, from śāṭan, to accuse, act as adversary;; b. shaitan, from Arabic šayṭān, Satan, from Ethiopic śayṭān, from Aramaic sāṭānā, from Hebrew śāṭān (see above).). The Free Dictionary by Farlex. Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company (17 January 2004).
  5. .
  6. , с. 464.
  7. 1Цар.  2Цар. 
  8. 3Цар. 
    3Цар. 
    3Цар. 
  9. 1Пар. 
  10. .
  11. . hermeneutics.stackexchange.com. Дата обращения 25 декабря 2017.
  12. Зах.  В оригинале: וְהַשָּׂטָן עֹמֵד עַל-יְמִינוֹ, לְשִׂטְנוֹ
  13. .
  14. Быт. 
    Быт. 
  15. .
  16. .
  17. .
  18. см. Иов. 
  19. Иов. 
  20. Иов. 
  21. Иов. 
  22. Иов. 
  23. Ис. 
  24. Ис. 
  25. Ин. 
  26. Ис. 
  27. переводчик Google
  28. Иез. 
  29. Джеймс Смит. Пятикнижие Пер. с англ.— М.: Духовная Академия Апостола Павла; Н. Новгород: «Агапе», 2009. — 480 с. ISBN 978-5-88930-060-1 Глава 5
  30. Лк. 
  31. 2Кор. 
  32. Откр.  Откр.  Откр.  Откр. 
  33. Откр.  Откр. , Откр. 
  34. Откр. 
  35. Кол. 
  36. Откр. 
  37. Откр. 
  38. Лук.  1Пет. 
  39. Мф.  Мф. 
  40. см. Ис. 
  41. Откр. 
  42. Откр. 
  43. Откр. 
  44. Откр.  Откр. 
  45. Прит. 
  46. Пс. 
  47. 1Цар.  1Цар.  1Цар.  1Цар. 
  48. Мф.  1Фес. 
  49. Мф. 
  50. Иоан.  Иоан.  Иоан. 
  51. 3Цар. 
  52. Мф. 
  53. Иоан. 
  54. Иоан. 
  55. ↑ — статья из
  56. Талмуд, Баба Батра 16а
  57. .
  58. .
  59. см.также [history.wikireading.ru/169769 ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О САТАНЕ]
  60. , с. 182.
  61. .
  62. .
  63. .
  64. , с. 269—315.
  65. , с. 60.
  66. , с. 46.
  67. , с. 76.
  68. .
  69. Джафар Джафаров. Азербайджанский драматический театр. Театр им. Азизбекова. 1873—1941. — Б.: Азербайджанское государственное издательство, 1962. — С. 178. — 425 с.
  70. ↑ Документальный фильм Билла Зебуба Black Metal: The Music Of Satan (2007)
  71. ↑ Metal: A Headbanger’s Journey Документальный фильм, 2005
  72.  (недоступная ссылка). Блог группы Dissection. Дата обращения 7 июня 2010.

Дьявол в христианстве

В Ветхом Завете

В своём первоначальном значении «сатана» – имя нарицательное, обозначающее того, кто препятствует и мешает. В качестве имени определённого ангела Сатана впервые появляется в книге пророка Захарии (Зах. 3:1), где Сатана выступает обвинителем на небесном суде.

Согласно христианской традиции, Дьявол впервые появляется на страницах Библии в книге Бытие в образе змея, обольстившего Еву соблазном вкусить запретного плода с Древа Познания добра и зла, в результате чего Ева и Адам согрешили гордыней и были из рая изгнаны, и обречены добывать хлеб свой в поте лица трудом тяжким. Как часть Божьего наказания за это, все обычные змеи вынуждены «ходить на чреве» и питаться «прахом земным» (Быт 3:14-3:15).

Библия описывает Сатану также в образе Левиафана. Здесь он – огромное морское существо или летающий дракон. В ряде книг Ветхого Завета сатаной называется ангел, испытывающий веру праведника (см. Иов. 1:6–12). В книге Иова Сатана подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатана явно подчинён Богу и является одним из его слуг (бней Ха-Элохим – «сынов Божьих», в древнегреческой версии – ангелов) (Иов. 1:6) и не может действовать без его позволения. Он может предводительствовать народами и низводить огонь на Землю (Иов. 1:15-17), а также влиять на атмосферные явления (Иов. 1:18), насылать болезни (Иов. 2:7).

В христианской традиции к Сатане относят пророчество Исаии о царе Вавилона (Ис. 14:3-20). Согласно трактовке, он был сотворён как ангел, но возгордившись и пожелав быть равным Богу (Ис. 14:13-14), был низвержен на землю, став после падения «князем тьмы», отцом лжи, человекоубийцей (Ин. 8:44) – предводителем мятежа против Бога. Из пророчества Исаии (Ис. 14:12) взято «ангельское» имя Сатаны – הילל, переводимое как «Светоносный», лат. Люцифер).

В Новом Завете

В Евангелии Сатана предлагает Иисусу Христу: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её» (Лк. 4:6).

Иисус Христос говорит людям, желавшим Его смерти: «Ваш отец – диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и

отец лжи» (Ин. 8:44). Иисус Христос видел падение Сатаны: «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18).

Апостол Павел указывает место обитания Сатаны: он «князь, господствующий в воздухе» (Еф. 2:2), его слуги – «мироправители тьмы века сего», «духи злобы поднебесные» (Еф. 6:12). Также утверждает, что сатана способен внешне преображаться (μετασχηματίζεται) в ангела света (άγγελον φωτός) (2Кор. 11:14).

В Откровении Иоанна Богослова Сатана описывается как дьявол и «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем» (Откр. 12:3, 13:1, 17:3, 20:2). Вслед за ним последует часть ангелов, называющихся в Библии «нечистыми духами» или «ангелами Сатаны». Будет низвержен на землю в битве с архангелом Михаилом (Откр. 12:7–9, 20:2,3, 7–9), после того как Сатана попытается съесть младенца, который должен стать пастырем народов (Откр. 12:4–9).

Иисус Христос полностью и окончательно победил Сатану, взяв на себя грехи людей, умерши за них и воскресши из мертвых (Кол. 2:15). В Судный день Сатана сразится с Ангелом, владеющим ключом от бездны, после чего будет скован и низвергнут в бездну на тысячу лет (Откр. 20:2–3). Через тысячу лет он будет освобожден на короткое время и после второй битвы навечно будет ввержен в «озеро огненное и серное» (Откр. 20:7–10).

Примечания

  1. У античных авторов Пиндара, Аристофана и Менандра διάβολος — имя прилагательное или причастие и переводится как «клеветнический; клевещущий, злословящий»; у Аристотеля — имя существительное и переводится как «клеветник»; в Септуагинте и в Новом Завете — имя существительное и переводится как «клеветник» (Есф. , 1Тим. , Тит. ) или, в большинстве случаев, как «дьявол»(Зах. , Мф. , Лук. , Откр. ).
  2. ↑ // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — С. 393. — 512 с. — 200 000 экз.
  3. Диавол // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  4. ↑ Черт / Березович Е. Л., Виноградова Л. Н. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 523. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  5. ↑ греч. Δαίμον — даймон, демон, переведённое в рус. Библии как бес, в англ. и нем. Библии переводилось как дьявол. Например, ср. рус. текст Марка.  — бесы, с англ.  — devils (дьяволы) и нем. Марка 5:12 — teufel, teuffel.
  6. Мюллер В. К. devil ; бес //  : 300 000 слов и выражений. — М.: Эксмо, 2013. — С. 250, 931. — 1328 с. — (Библиотека словарей Мюллера). — ISBN 978-5-699-56298-5.
  7. Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X.
  8. ↑ — статья из
  9. Gustav Davidson. The Dictionary of Angels. — 1967.
  10. «But by the envy of the devil, death came into the world» — Book of Wisdom II. 24 «но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают её принадлежащие к уделу его.»
  11. Енох 2, 18:3
  12. «And I threw him out from the height with his angels, and he was flying in the air continuously above the bottomless» — Енох 2 29:4
  13. «The devil is the evil spirit of the lower places, as a fugitive he made Sotona from the heavens as his name was Satanail, thus he became different from the angels, but his nature did not change his intelligence as far as his understanding of righteous and sinful things» — Енох 2 31:4
  14. , абзац 2
  15. Откр. , Откр. 
  16. Ин. , Ин. 
  17. Лк. 
  18. В русском переводе с греческого — «денницей», в русскоязычных кальках европейских переводов с латыни — «люцифером»
  19. Абдул-Карим аль-Джили. Совершенный человек.
  20. . Churchofsatan.com. Дата обращения 5 апреля 2012.
  21. Lane Fox, Robin. Pagans and Christians in the Mediterranean World from the Second Century AD to the Conversion of Constantine (англ.). — London, UK: Penguin Books, 1986. — P. 205. — ISBN 978-0-14-102295-6.
  22. Ronald Hutton. Triumph of the Moon (неопр.). — Oxford: Oxford UniverUniversity Press, 1999. — С. 46.
  23. Бес / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 164. — ISBN 5-7133-0704-2.
  24. «Слово о законе и благодати» XI века, «Слово о полку Игореве» XII века и в древнерусских летописях
  25. Ветхий завет: Втор. , Вар. . Новый завет: Лук. , , , , , , , , , , , , , , , , , ; Матфея. , , , , , , , , , , , , , , , ; Иоан. , , , , , ; Марка. ; Иак. ; 1Кор. , ; Отк. , ,
  26. Ион Крянгэ. Избранное / Сост. Л. Чобану. Под ред. В. П. Коробана. — Кишинев: Литература Артистикэ, 1977. — С. 69, 70, 114, 115.
  27. Роберт-Дьявол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  28. Оливье Дьявол // Новый энциклопедический словарь: В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб., Пг., 1911—1916.
  29. Оливье Дьявол // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.

Как правит Сатана землёй и миром

Как правит Сатана землёй и миром, полагаю, можно понять из его желаний. Превечный Бог, если правильно понимаю ситуацию, реализовал его желание стать её хозяином. Он лишен был права выходить за её пределы, но на самой земле его волю никто не ограничивал.

Помните, Сатана, «преисполнился гордыней подумал: «Как прекрасна вселенная, но не вижу на ней жителей; приду на землю и возьму её и буду обладать ею и буду как Бог, и поставлю престол свой на облаках».

Что кроется за этим амбициозным желанием искусителя поставить престол на облаках? Это же очевидно. Управлять стихиями земными и загораживать солнце по своему желанию, управлять наступлением дня и ночи, то есть временем земным.

А время – это БОГ. Это, напоминаю, бывшее, ощее (настоящее) и грядущее. Сатана нацелился завладеть местом Христа, творить на земле рассветы и закаты, управлять светом. «То есть, покрывать собой бытие, меру, значение и закон», — резюмирует Катар.

Сатана в искусстве

Образ Сатаны

Средневековые описания образа Сатаны чрезвычайно детальны, наделяя его исполинскими размерами, смешением антропоморфных и животных черт и т. д. Пасть Сатаны часто отождествлялась с входом в ад, так что войти в ад означало быть сожранным им.

В иконописи существует композиция «Падение денницы», основанная на 14-й главе книги пророка Исаии. В этой композиции показаны ангелы в различных стадиях преображения в демонов и собственно Люцифер (денница), в данном случае естественно отождествляемый с Сатаной.

В «Божественной комедии» Данте («Ад», XXXIV) Сатана — гигантских размеров падший ангел с ужасающей внешностью: у него шесть крыльев летучей мыши и три лица, красное, бело-жёлтое и «как у пришедших с водопадов Нила» (комментарии в конце книги обозначают цвет, как цвет кожи эфиопа). Его зубы терзают Иуду Искариота — предателя Христа, и Брута с Кассием — убийц Гая Юлия Цезаря, знаменитого римского правителя, выдающегося полководца и писателя.

Напротив, Дж. Мильтон в «Потерянном раю» придаёт образу Сатаны мрачное величие, делающее его пригодным для роли эпического героя.

Отрывок из речи Сатаны в «Потерянном раю»:

Мильтон в «Потерянном раю» также описывает Хаос как третью силу, не связанную с восставшими ангелами и дружественную Сатане. Сатана также обращается к Ночи, как к «Несозданной».

В этом же направлении идёт трагическая поэма нидерландского поэта Йоста ван ден Вондела «Люцифер», герой которой умеет быть импозантным в своем тщеславии и рассуждает о необходимости исправить ошибку Ягве на пользу самому Ягве.

В поэме Байрона «Каин» главный герой, Каин, является единомышленником и соратником Люцифера-Сатаны в битве против творца мира. Люцифер здесь положительный герой, благосклонный к человеку, поскольку его бунт и бунт людей сродни друг другу.

Люцифер ведет Каина по «безднам пространства». Каин следует за ним, чтоб уйти от ужаса земной жизни и там познать средство для преодоления этого ужаса. Но оказывается, что весь его земной опыт — «блаженнейший эдем» во всей его невинности в сравнении с тем, что ему в «безднах пространства» предстоит скоро постичь. Истина есть знание зла, и потому счастье со знанием несовместимо. Перед человеком выбор: или верить и спастись или сомневаться и погибнуть. Верить Каину больше не дано, он сомневается и познает.

Только после романтизма (Дж. Байрон, М. Ю. Лермонтов и др.), в струе либерализма и антиклерикализма, образ Сатаны как вольнолюбивого мятежника может стать однозначно положительным героем, обретая черты древнегреческого божества: «К Сатане» Карддучи, «Люцифер» Марио Раписарди, «Литания Сатане» Ш. Бодлера.

Для А. Франса, как наследника этой традиции, уже аксиоматично что Сатана — идеал, и он играет этой аксиомой в «Восстании ангелов», доказывая, что Бога следует уничтожать в себе, «ибо мы не понимали, что победа — дух и, что в нас, и только в нас самих, должны мы побороть и уничтожить Иалдаваофа».

М. А. Булгаков в «Мастере и Маргарите» изображает Дьявола свидетелем евангельских событий, излагающим их как «Евангелие от себя», при этом Иисус («Иешуа») выступает как нищий философ-мечтатель, лишённый божественной глубины. Характерно, что поведение свиты Воланда (страх креста, петушиного крика и т. д.) выдаёт лукавый характер дьявольского повествования — таким образом, Булгаков пародирует представления «Исторической школы» в библеистике. Воланд — ироничный критик современной Булгакову реальности, окруженный свитой демонов и насмехающийся над человечеством. Балу у Сатаны также посвящён немалый отрывок романа.

В пьесе Гусейна Джавида «Иблис» Сатана (Иблис) является воплощением зла, которое гнездится в самом человеке. Согласно Джавиду, если мир полон измен, предательств и преступлений, то в этом повинна порочная натура человека, его дьявольская природа.

В современном искусстве

Изображение Сатаны, идеи и образы, символика сатанизма в настоящее время активно используются при продвижении некоторых музыкальных групп — прежде всего, с целью привлечения внимания к себе (см. эпатаж).

Многие группы, играющие в стиле метал (и особенно Блэк-метал), прибегают к символике сатанизма и имени Сатаны, а также других демонов. Известны группы, утверждающие, что включают сатанистов или состоят только из них, в частности, Dissection:

В славянской мифологии

В пантеоне славянских богов злые силы представлены несколькими духами, единого бога зла нет. После прихода христианства у славян синонимом слова дьявол становится слово бес, которым с XI века на Руси христиане начали собирательно обзывать все языческие божества. Выделяется младший дьявол – чёрт, которому подчиняются бесы. Словом бес переводилось в Библии греч. δαίμον(демон), однако, в английской и немецкой Библии оно переводилось словом дьявол (англ. devil, нем. teufel), и является иноязычным синонимом беса поныне.

В христианской народной мифологии сложились давние и устойчивые представления о внешнем виде чертей, точнее их телесного образа, так как черти – ещё и злые духи. В представлениях о чёрте сохранились остатки индоевропейской мифологии, с наложением более позднего христианского представления, что все языческие божества являются демонами и олицетворяют злое начало, и смешались с иудеохристианскими представлениями о Дьяволе и падших ангелах. В представлениях о чёрте прослеживается сходство с греческим Паном – покровителем скотоводства, духом полей и лесов, и Велесом (прибалт. Вяльном). Однако христианский чёрт, в отличие от своих языческих прототипов, не является покровителем скотоводства, а является вредителем людям. Черти в поверьях принимают вид животных старого культа – козлов, волков, псов, воронов, змей и т. д. Считалось, что черти имеют в целом человекоподобную (антропоморфную) внешность, но с добавлением некоторых фантастических или чудовищных деталей. Наиболее распространённый облик идентичен изображению античных Пана, фавнов и сатиров – рога, хвост и козлиные ноги или копыта, иногда шерсть, реже свиной пятачок, когти, крылья летучей мыши и т. п. Нередко их описывают с горящими как угли глазами. В таком виде черти изображены на многочисленных картинах, иконах, фресках и книжных иллюстрациях как в Западной, так и в Восточной Европе. В православной агиографической литературе черти описываются преимущественно в виде эфиопов.

Сказки повествуют, что чёрт служит Люциферу, к которому мгновенно летает в преисподнюю. Он охотится на людские души, которые обманом, введением во грех, или договором пытается получить у людей, хотя в литовских сказках такой сюжет единичен. При этом чёрт обычно оказывается одурачен героем сказки. Одно из известных древних упоминаний о продаже души и изображение персонажа содержит Гигантский кодекс начала XIII века.

Диавол старается вывести подвижника из строя

— Геронда, иногда искушения обрушиваются одно за другим, и сил у меня нет…

— Я тебя научу, как избежать искушений. Примешь то, что я тебе скажу?

— Да.

— Единственный способ избежать искушения — это стать… союзником диавола! Чего смеешься? Не нравится тебе этот способ? Ну, тогда слушай. Пока человек борется, у него будут искушения и трудности. И чем больше он старается избежать искушений, тем сильнее восстает на него диавол. Иногда наша жизнь противна жизни евангельской, и поэтому через искушения, если мы разумно используем их, нам дается возможность привести нашу жизнь в согласие с Евангелием.

— А я, Геронда, застреваю на мелочах, и после у меня нет расположения подвизаться ради чего-то высшего.

— Это все равно что мины, которые ставит враг для того, чтобы вывести войско из строя. Тангалашка старается вывести подвижника из строя с помощью мелочей, когда видит, что не может навредить ему иначе. Но знай, что бывают и маленькие тангалашки, которые приносят, однако, немалый вред. Как-то спросили одного маленького тангалашку “Ну а что же можешь сделать ты?” — “Что могу сделать я? — переспросил тот. — Я хожу к портнихам, к сапожникам — путаю им нитки и вывожу их из себя!” Величайшие соблазны происходят от пустяков и не только между нами, но иногда и
между государствами. В людях духовных нет серьезных поводов для соблазнов, и тогда диавол в качестве поводов использует мелочи. Он душевно ломает человека на глупостях, на детскостях, диавол делает человеческое сердце таким, как хочет он, а человек после этого становится бесчувственным и стоит на месте — как пенек.

— Геронда, а почему, установив распорядок, чин своей духовной жизни и имея вначале расположение подвизаться, я быстро теряю над собой контроль и возвращаюсь к старому?

— А ты сама не знаешь? Тангалашка, будучи извещен о том, что мы работаем духовно, “переключает” нашу “программу” на другую. Установив для себя какой-то порядок, начав двигаться по одной колее, мы оказываемся в другой. И при недостатке внимания мы понимаем это лишь по прошествии дней. Вот почему подвижник должен во всем идти наперекор диаволу (с рассуждением, конечно), и , за ним должен наблюдать опытный духовник.

— А ведет ли сатана брань с человеком, не совершающим тонкой работы над самим собой?

— Сатана не идет к людям посредственным, он идет к подвижнику: искусить и вывести его из строя. Враг не будет терять времени и заниматься тонкой работой с тем, кто сам не совершает над собой тонкой работы. К тому, кто шьет цыганской иглой, он пошлет беса с цыганской иглой. К тому, кто занимается тонким рукодельем, пошлет беса, который занимается тонким рукодельем. К тончайшему вышивальщику — беса по очень тонким работам, к тем, кто работает над собой грубо — грубого беса. К новоначальным он посылает беса новоначального.

Люди с тонкой душой, со многим любочестием и чувствительные должны быть внимательны, потому что диавол крутит своим хвостом и делает их еще более чувствительными, так что они могут дойти до уныния, или даже, Боже упаси, до самоубийства. Диавол хотя и подстрекает нас, людей, идти наперекор своему ближнему и ссориться, сам никогда не идет наперекор. Нерадивого он делает еще более нерадивым, он успокаивает его таким помыслом: “У тебя болит голова, ты плохо себя чувствуешь, ничего страшного, если ты не поднимешься на молитву”. Благоговейного диавол делает еще более благоговейным, чтобы низринуть его в гордость, или подзуживает его на превышающий его силы подвиг, чтобы прежде усердный подвижник выбился из сил, сложил впоследствии все свое духовное оружие и сдался. Жестокосердого диавол делает более жестокосердым, человека впечатлительного он делает чрезмерно чувствительным.

Сколько же людей, одни от впечатлительности, другие от своих расшатанных нервов изводятся от бессонницы, глотают таблетки или без пользы мучаются по больницам! Сегодня редко увидишь человека уравновешенного. Люди стали аккумуляторами, большинство словно наэлектризовано. А те, кто не исповедуются, принимают вдобавок и бесовские
воздействия, имеют некий бесовский магнетизм, поскольку диавол обладает над ними властью. У немногих мирный взгляд, будь то юноши, девушки или пожилые люди. Беснование! Знаешь, что такое беснование? Это когда невозможно прийти ко взаимному пониманию с людьми.

Самаэль — загадка демонологии

В дополнение к предыдущему вопросу стоит упомянуть и Самаэля. Когда были представлены демоны, список и описание, он не вошел в него. Это потому, что еще точно не решено, ангел Самаэль или демон.

По обычному определению Самаэль описывается как ангел смерти. Вообще-то эти существа не относятся ни к добру, ни к злу, как не относится к этим понятиям сама смерть. Это — естественный процесс, и потому шинигами, как величают их японцы, всего лишь следят за тем, чтобы все шло своим чередом. Но Самаэль — не такая однозначная личность, иначе не вызывал бы вопросов.

Имя Самаэля часто путают с главным Божьим Архангелом. Или называют в числе семи архангелов. Говорят также, что Самаэль — есть Демиург, то есть создатель всего живого, значит, Бог.

Интересно, что вместе с этим его же часто причисляют и к демонам Ада — более того, по некоторым утверждениям, Самаэль — истинное имя Дьявола, ангельское, до падения с небес. Правда, при таком раскладе непонятно, что есть такое Люцифер.

До загадки демонологии добралось и предание о змее-искусителе Евы — имеются источники, что это и был Самаэль.

Самое же популярное описание уже было приведено: Самаэль — ангел смерти, с одним только уточнением: тот самый ангел смерти, что пришел за Моисеем.

Образ сатаны в Библии

Сатана и змей, впоследствии искусивший Еву. Иллюстрация Гюстава Доре.

Отец церкви Августин и сатана. Правая внешняя створка Алтаря отцов церкви. 1471-75. Старая пинакотека. Мюнхен

В Ветхом Завете

В Ветхом Завете Сатана — имя нарицательное, как падшее творение Божие, как мятежный подданный державы Божией, который против собственной воли в конечном счёте может содействовать выполнению Божиего замысла. В Библии это слово относится к людям. Исключение, вероятно, составляет книга Паралипоменон[неавторитетный источник?].

В отношении ангела и самое первое упоминание в Библии появляется в книге Чисел где слово употребляется в прямом значении «препятствующий».

В качестве имени определённого ангела Сатана впервые появляется в книге пророка Захарии[источник не указан 338 дней], где Сатана выступает обвинителем на небесном суде.

Согласно христианской традиции, сатана впервые появляется на страницах Библии в книге Бытие в образе змея[источник не указан 337 дней][цитата не приведена 340 дней], обольстившего Еву соблазном вкусить запретного плода с Древа Познания добра и зла, в результате чего Ева и Адам согрешили гордыней и были из рая изгнаны, и обречены добывать хлеб свой в поте лица трудом тяжким. Как часть Божьего наказания за это, все обычные змеи вынуждены «ходить на чреве» и питаться «прахом земным».

Библия описывает сатану также в образе Левиафана. Здесь он — огромное морское существо или летающий дракон.

В ряде книг Ветхого Завета сатаной называется ангел, испытывающий веру праведника. В книге Иова сатана подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатана явно подчинён Богу и является одним из его слуг (бней Ха-Элохим — «сынов Божьих», в древнегреческой версии — ангелов) и не может действовать без его позволения. Он может предводительствовать народами и низводить огонь на Землю[источник не указан 372 дня], а также влиять на атмосферные явления[источник не указан 372 дня], насылать болезни.

В христианской традиции к сатане относят[источник не указан 340 дней] пророчество Исаии о царе Вавилона. Согласно трактовке[Чья?], он возгордившись и пожелав быть равным Богу, был низвержен на землю, став после падения «князем тьмы»[источник не указан 339 дней], отцом лжи, человекоубийцей — предводителем мятежа против Бога[источник не указан 372 дня]. Из пророчества Исаии взято «ангельское» имя сатаны — הילל (восхвалять, хвалить, славить), переводимое как «светоносный» (лат. Lucifer). Многие богословы (несмотря на то, что слово Господне для Иезекиля было адресовано царю Тира) относят к сатане также отрывок из Книги пророка Иезекииля:

В Новом Завете

Иисус видел падение сатаны: «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию».

Апостол Павел утверждает, что сатана: принимает вид Ангела света.

В Откровении Иоанна Богослова описывается «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем», про которого утверждается что «он есть дьявол и сатана». Вслед за ним последует часть ангелов, называющихся в Библии «нечистыми духами» или «ангелами сатаны»[источник не указан 338 дней]. Будет низвержен на землю в битве с архангелом Михаилом, после того как сатана попытается съесть младенца, который должен стать пастырем народов[источник не указан 372 дня].

Иисус Христос полностью и окончательно победил сатану, взяв на себя грехи людей, умерши за них и воскресши из мёртвых. Библия описывает людей на земле, верующих в Иисуса Христа, победителями сатаны:

В Судный день сатана сразится с Ангелом, владеющим ключом от бездны, после чего будет скован и низвергнут в бездну на тысячу лет. Через тысячу лет он будет освобождён на короткое время и после второй битвы навечно будет ввержен в «озеро огненное и серное».

В исламе

Шайта́н (араб. شيطان‎‎) — в исламском богословии, представитель категории злых духов, враждебных Аллаху и людям. После Дня суда (киямат), шайтаны вместе со своим господином — Иблисом, обречены на адские муки. С помощью своих слуг Иблис совращает людей, отвлекает их от благочестивых дел и подбивает на совершение грехов. Шайтаны сотворены из огня или дыма и могут принимать различные внешние формы. Они могут порождаться Иблисом и живут группами в разных странах. Они могут иметь различные имена и как Иблис носят эпитет раджим («побиваемый»).

Согласно исламским преданиям, шайтаны побуждали к грехам и ошибкам благочистивых людей и пророков, например пророка Юсуфа. Часть шайтанов когда-то подчинялась пророку Сулейману, но затем вернулась к своим делам и по сей день мешают людям совершать молитвы и учат людей волшебству и магии. Они заставляют человека забывать об Аллахе и часто придают их греховным поступкам внешний вид благих дел. Принято считать, что у каждого человека есть свой шайтан, как и свой ангел, которые ведут борьбу за сердце человека. Шайтаны стараются сбить человека, используя его плотские стремления и желания удовольствий (нафс), а также такие качества как гнев, злоба, зависть и т. д.

Трёхглавый сатана в книге аль-Бульхан, XIV в. Unknown, Public Domain

Злые духи или бездушные существа?

Интересная дилемма насчет наличия души у демонов: по христианской демонологии само название бесспорно указывает, что, разумеется, есть. Другие же источники несколько различаются по мнению в этом вопросе.

Так, например, есть теория, что падшие ангелы — это высший ранг демонов, самые главные и самые сильные из них. Остальные же — это души людей, попавших в ад и превратившиеся в злых духов. По этой теории получается, что душа у демонов все-таки есть.

Другая теория исходит из того, что демон оттого и демон, что он бездушен. Потому у них и черные глаза — ничего не отражающее зеркало души. Объяснение у теории такое, что демоны не умеют чувствовать. Вследствие всего этого человек, попавший в ад за свою греховность, страдает там веки вечные, и выбраться ему не представляется возможным даже в виде демона.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации