Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 1

Баба-яга

Литература

на русском языке
  • Баба-Яга // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Владос: Филологический факультет СПбГУ, 2002. — Т. 1. А – Ж. — ISBN 5-8465-0037-4.
  • Баба-Яга // Новая иллюстрированная энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — Т. 2. Ар – Би. — С. 78. — 256 с. — ISBN 5-85270-192-0.
  • Баба-яга // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Перхта / Валенцова М. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 18–20. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Яга 2 ; Баба // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • (4.03.2016)
  • Яга / Петрухин В. Я. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 614. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Потебня А. А. Баба-Яга // О мифическом значении некоторых поверий и обрядов / добав. П. Лавровский Критический разбор исследования А. Потебни. — Чтения в обществе истории и древностей российских при Моск. Унив. — М. : в университетской типографии, 1865. — Кн. III. — С. 85—232.
  • Георгий / Толстой H. И. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 496–498. — ISBN 5-7133-0704-2.
на других языках
  •  (белор.)
  • Дубровський В. Г. Словник московсько-український. — К.: Рідна мова, 1918. — 542 с.

Баба-яга

Читать сказку на весь экран

Жили себе дед да баба; дед овдовел и женился на другой жене, а от первой жены осталась у него девочка. Злая мачеха ее не полюбила, била ее и думала, как бы вовсе извести.

Раз отец уехал куда-то, мачеха и говорит девочке:

— Поди к своей тетке, моей сестре, попроси у нее иголочку и ниточку — тебе рубашку сшить.

А тетка эта была баба-яга костяная нога.

Вот девочка не была глупа, да зашла прежде к своей родной тетке.

— Здравствуй, тетушка!

— Здравствуй, родимая! Зачем пришла?

— Матушка послала к своей сестре попросить иголочку и ниточку — мне рубашку сшить. Та ее и научает:

— Там тебя, племянушка, будет березка в глаза стегать — ты ее ленточкой перевяжи; там тебе ворота будут скрипеть и хлопать — ты подлей им под пяточки маслица; там тебя собаки будут рвать — ты им хлебца брось; там тебе кот будет глаза драть — ты ему ветчины дай. Пошла девочка; вот идет, идет и пришла. Стоит хатка, а в ней сидит баба-яга костяная нога и ткет.

— Здравствуй, тетушка!

— Здравствуй, родимая!

— Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.

— Хорошо: садись покуда ткать.

Вот девочка села за кросна, а баба-яга вышла и говорит своей работнице:

— Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да смотри, хорошенько; я хочу ею позавтракать.

Девочка сидит ни жива ни мертва, вся перепуганная, и просит она работницу:

— Родимая моя! Ты не столько дрова поджигай, сколько водой заливай, решетом воду носи, — и дала ей платочек.

Баба-яга дожидается; подошла она к окну и спрашивает:

— Ткешь ли, племянушка, ткешь ли, милая?

— Тку, тетушка, тку, милая!

Баба-яга и отошла, а девочка дала коту ветчинки и спрашивает:

— Нельзя ли как-нибудь уйти отсюда?

— Вот тебе гребешок и полотенце, — говорит кот, — возьми их и беги-беги поскорее; за тобою будет гнаться баба-яга, ты приклони ухо к земле и, как заслышишь, что она близко, брось сперва полотенце — сделается широкая река; если баба-яга перейдет через реку и станет догонять тебя, ты опять приклони ухо к земле и, как услышишь, что она близко, брось гребешок — сделается дремучий лес, сквозь него она уже не проберется!

Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала; собаки хотели ее рвать — она бросила им хлебца, и они ее пропустили; ворота хотели захлопнуться — она подлила им под пяточки маслица, и они ее пропустили; березка хотела ей глаза выстегать — она ее ленточкой перевязала, и та ее пропустила. А кот сел за кросна и ткет; не столько наткал, сколько напутал. Баба-яга подошла к окну и спрашивает:

— Ткешь ли, племянушка, ткешь ли, милая?

— Тку, тетка, тку, милая! — отвечает грубо кот. Баба-яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем не выцарапал девочке глаза.

— Я тебе сколько служу, — говорит кот, — ты мне косточки не дала, а она мне ветчинки дала.

Баба-яга накинулась на собак, на ворота, на березку и на работницу, давай всех ругать и колотить.

Собаки говорят ей:

— Мы тебе сколько служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала.

Ворота говорят:

— Мы тебе сколько служим, ты нам водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица не плжалела. Березка говорит:

— Я тебе сколько служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она меня ленточкой перевязала. Работница говорит:

— Я тебе сколько служу, ты мне тряпочки не подарила, а она мне платочек подарила.

Баба-яга костяная нога поскорей села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает и пустилась в погоню за девочкой. Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце; сделалась река, такая широкая-широкая! Баба-яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке; быки выпили всю реку дочиста.

Баба-яга пустилась опять в погоню. Девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга близко, бросила гребешок; сделался лес, такой дремучий да страшный! Баба-яга стала его грызть, но сколько ни старалась — не могла прогрызть и воротилась назад.

А дед уже приехал домой и спрашивает:

— Где же моя дочка?

— Она пошла к тетушке, — говорит мачеха. Немного погодя и девочка прибежала домой.

— Где ты была? — спрашивает отец.

— Ах, батюшка! — говорит она. — Так и так — меня матушка посылала к тетке попросить иголочку с ниточкой — мне рубашку сшить, а тетка, баба-яга, меня съесть хотела.

— Как же ты ушла, дочка?

— Так и так, — рассказывает девочка.

Дед, как узнал все это, рассердился на жену и выгнал ее; а сам с дочкою стал жить да поживать да добра наживать, и я там был, мед-пиво пил; по усам текло, в рот не попало.

Глиняный парень, Русская народная сказка

Иванушка-дурачок, Русская народная сказка

Кто же она такая?

Попробуем разобраться. Вспомним, когда в русских сказках герой оказывается перед домиком Бабы Яги? Правильно – тогда, когда отправляется из обычного мира в дальнее и опасное путешествие в неведомую страну, где правит какой-нибудь инфернальный злодей типа Кощея Бессмертного. По мнению многих ученых, в сказках мы имеем остатки древней славянской мифологии, которая, перестав быть серьезным учением об устройстве мира, стала источником назидательных историй для воспитания подрастающего поколения.

Итак, отправляясь за пределы человеческого мира, герой должен преодолеть границу между миром живых, и миром мертвых. И первый, кого он встречает под темными сводами потустороннего леса – это странная на вид старушка.

Она живет в домике на курьих ножках. Это не случайная деталь. У древних славян, судя по некоторым косвенным данным, существовал обряд огораживания племенных территорий могилами предков, которые должны были защищать родичей от всякой нечисти. Для этого на границе ставился «дом мертвых» – специальная маленькая избушка, в которой покоились останки умершего сородича. Чтобы это захоронение не разорили дикие звери, избушку-домовину ставили на высокие пеньки, со стороны действительно похожие на курьи ноги. То есть, наш сказочный герой сталкивается в лесу не с живой старушкой, а с мертвой.

Об этом говорит и нос, который «в крышу врос», и костяная нога, которая выдает в старушке иномирное существо. Этой костяной ногой она стоит в царстве мертвых, охраняя зону перехода. Баба Яга – богиня смерти. Это славянский Харон и одновременно Цербер. Кроме того, исследователи сравнивают Ягу с богом мертвых в религии древних индийцев, которого звали Яма.

Причем, раз попавшись к Бабе Яге на глаза, спрятаться от нее уже почти невозможно. Она как полагается смерти догонит любого, ибо обладает способностью летать в ступе (надо заметить, это более комфортный способ передвижения по сравнению с метлами, на которых летают западные ведьмы).

Для начала, герой обычно проявляет исключительное присутствие духа и начинает общаться с грозной богиней Смерти так, как будто это обычная старушка. Он весьма нахально требует, чтобы избушка развернулась «к лесу задом, к нему передом». Потом заявляет, что «бабушка» должна его накормить, напоить и спать уложить. Напор удалого доброго молодца настолько силен, что избушка, в самом деле, поворачивается, а старушка, чтобы не спугнуть потенциальную жертву, начинает выставлять на стол угощение.

Однако потом манера поведения героя кардинально меняется. Отведав угощения, он так вежливо и проникновенно благодарит хозяйку избушки, что она теряется, и забывает о своих изначальных кровожадных намерениях. Надо сказать, вежливости в древнерусской традиционной культуре придавали огромное значение. Соблюдение правил поведения было одним из ключевых показателей «качества человека». Поэтому в сказках про Бабу Ягу заключен огромный воспитательный момент: вежливость и благожелательность могут тронуть сердце даже самой старухи Смерти!

Проникнувшись добрыми чувствами к главному герою, Баба Яга начинает смотреть на него чуть ли не как на любимого внучка. И вместо того, чтобы сожрать доброго молодца – она помогает ему. Дает волшебный клубочек, который становится путеводной нитью, позволяющей достичь цели похода, минуя опасности.

Он просто прикинулся дурачком: не знаю де, как правильно на печную лопату садиться, не умею, научи. Иванушка верно сыграл на чувствах старой ведьмы, ведь учить и наставлять молодое поколение – затея не менее сладкая, чем обгладывание молодых косточек. Увлеченная педагогическим порывом, Баба Яга решила на собственном примере продемонстрировать бестолковому тинэйджеру, как нужно правильно группироваться перед заходом в печь. Уселась на лопату максимально компактно. И тут Иванушка не растерялся, да и затолкал своего мудрого наставника в топку и крышечкой прикрыл. Получить от бабушки подарков ему, конечно, не удалось. Однако жизнь свою он спас.

Уважаемый читатель волен выбирать любую из предложенных тактик. Мой долг как автора выполнен. Тот читатель, который дочитал текст до конца, может спокойно ходить по волшебным лесам: не один, так другой способ обязательно должен сработать. Хотя, это не точно.

Мифология

М. Фасмер возводит имя Яга к праслав. *(j)egа, рефлексами которого являются сербохорв. jeзa «ужас», jeзив «опасный», словен. jezа «гнев», jeziti «сердить», др.-чеш. jeze «lamia», чеш. jezinka «лесная ведьма, злая баба», польск. jędzа «ведьма, баба-яга, злая баба», jędzić się «злиться» и т. п. Однако в русском языке есть когнат ко всем перечисленным примерам из славянских языков: язва. Что ставит под вопрос существование связи между именем Яга и приведёнными примерами из славянских языков. Также возможна этимология, в рамках которой древнее заимствованное название было переосмыслено славянами и сближено с производными от праславянского *(j)egа (народная этимология), что объясняет флуктуацию, выраженную в наличии вариантов с -z- и -ž- в западно-славянских языках (имя переосмыслено) и наличии варианта с -г- в русском языке (не переосмыслено).
Фасмер сближает слово, кроме славянских языков, также с прибалтийскими, английским, исландским. Отклоняя связь с тюрскими, индийским, албанским, латинским языками.

Этимологи сближают праславянское яга (*ęga) с обозначением змей, гадов, что указывает на хтонические истоки образа. Письменное упоминание Бабы-яги сделал в 1588 году английский путешественник Джильс Флетчер в книге «О государстве русском». Он читал о поклонениях кумиру «золотой или яге-бабе», приехав в пермский край к самоедам обнаружил, что это «пустая басня».

Так же есть предположение, что Яга — богиня смерти. На это указывает её внешность (костяная нога) и место жительства (раньше в избах на столбах хоронили покойников). А на западе считают, Яга — это самка огра.

Образ в искусстве

Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»Билибин И. Я. 1900

К образу Бабы-яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты А. С. Пушкин, В. А. Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»), Н. А. Некрасов («Баба-яга, костяная нога»), А. Н. Толстой, В. И. Нарбут и др. Живописные интерпретации её образа получили широкое распространение среди художников серебряного века: Ивана Билибина, Виктора Васнецова, Александра Бенуа, Елены Поленовой, Ивана Малютина и др.

В музыке

Образу Бабы-яги посвящена девятая пьеса «» известной сюиты Модеста Мусоргского «Картинки с выставки — воспоминание о Викторе Гартмане», 1874 г., созданной в память о своём друге, художнике и архитекторе. Широко известна также современная интерпретация этой сюиты — «Pictures at an Exhibition», созданная английской прогрессив-рок-группой Emerson, Lake & Palmer в 1971 году, где музыкальные пьесы Мусоргского чередуются с оригинальными композициями английских рок-музыкантов: «The Hut of Baba Yaga» (Мусоргский); «The Curse of Baba Yaga» (Эмерсон, Лейк, Палмер); «The Hut of Baba Yaga» (Мусоргский). Бабе-яге посвящена симфоническая поэма одноимённого названия композитора Анатолия Лядова, соч. 56, 1891—1904 гг. В сборнике музыкальных пьес для фортепиано Петра Ильича Чайковского «Детский альбом» 1878 года также есть пьеса «Баба-яга».

В литературе

  • В повести Аделаиды Котовщиковой «Дед Яга и его внучек» появляется Яга мужского пола — Дед-Яга.
  • Образ Бабы-яги широко использовался авторами современных литературных сказок — например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке».
  • Баба-яга стала одним из основных источников образа Наины Киевны Горыныч, персонажа повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
  • Роман «Возвращение к Бабе-яге» Наталии Малаховской, где три героини проходят испытания и трансформации (хождения к Бабе-яге), видоизменяют сюжеты своих биографий.
  • В сериях комиксов «Хеллбой» Майка Миньолы Баба-яга является одним из отрицательных персонажей. Она обитает в загробном мире у корней Мирового Древа Иггдрасиль. В первом томе серии («Пробуждение дьявола») у неё укрывается побеждённый Распутин. В новелле «Баба-яга» Хэллбой во время схватки с Ягой выбивает ей левый глаз. В отличие от большинства современных литературных интерпретаций образ Бабы-яги у Миньолы не несёт в себе сатирической нагрузки.
  • Также образ Бабы-яги встречается у современного автора русской литературы — Андрея Белянина в цикле произведений «Тайный сыск царя Гороха», где, в свою очередь, она занимает одно из центральных мест в роли положительного героя, а именно — эксперта-криминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха.
  • Детство и юность Бабы-яги в современной литературе впервые встречаются в повести «Лукоморье» А. Аливердиева (написанная в 1996 первая глава повести опубликована в журнале «Звёздная дорога» в 2000). Позже был написан рассказ Алексея Гравицкого «Ягодка», роман В. Качана «Юность Бабы-яги», роман М. Вишневецкой «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» и др.
  • Роман «Снесла Баба-яга яичко» современной хорватской писательницы Дубравки Угрешич использует мотивы славянского фольклора, в первую очередь, сказок о Бабе-яге.
  • В романе «Чёрная кровь» Ника Перумова и Святослава Логинова Бабами Йогами называют ведуний рода, изгнанных в стародавние времена шаманом к бабе Йоге Нешанке, живущей в заговорённом месте, в избе на двух пнях, напоминающих птичьи лапы.
  • В цикле Дмитрия Емеца «Таня Гротер» Баба-яга выведена в образе древней богини, целителя Тибидохса — Ягге, бывшей богини древнего разрушенного пантеона.
  • Баба-яга является также одним из основных персонажей в сказке Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» и в одноимённом анимационном фильме.
  • Баба-яга — один из персонажей 38-го выпуска комикса «The Sandman» Нила Геймана, события которого происходят в лесах не названной явно страны. Из других атрибутов Бабы-яги в выпуске присутствуют избушка на курьих ножках и летательная ступа, на которой Баба-яга и главный герой преодолевают часть пути из леса в город.
  • У Елены Никитиной Баба-яга выступает в роли главной героини, в образе молодой девушки.
  • Баба-яга появляется в книге «Трое в песках» цикла «Трое из Леса» Юрия Александровича Никитина. Она является одной из последних хранительниц древней женской магии и помогает героям.
  • В романе Александра Рудазова «Преданья старины глубокой» эксплуатируются как отрицательный (Яга Ягишна), так и положительный (Овдотья Кузьминична) образ Бабы-Яги.

На экране

Чаще других играл роль Бабы-яги Георгий Милляр, в том числе в фильмах:

  • «Василиса Прекрасная» (1939)
  • «Морозко» (1964)
  • «Огонь, вода и… медные трубы» (1967)
  • «Золотые рога» (1972)

А вот это цикаво == в Болгарском как раз на букву Я ударение ЙАга

==
Возможные связи с индийскими религиями(ведийскими)..кстати там у некоторых саддху говорят бывает и людоедство..
Я́джна (я́джня, я́гья; санскр. यज्ञ yajña IAST) — обряд жертвоприношения в индуизме, который взял своё начало в религиозных практиках ведийской религии. Яджна обычно совершается для удовлетворения девов или для исполнения определённых желаний (ритуалы камья). Самым важным элементом яджны является жертвенный огонь (божественный Агни) куда предлагаются различные подношения, которые через посредство Агни уходят к девам.
Современный нага сахду в храме Пашупатинатха, Непал Файл:Naga skulls.JPG Реставрация времен охоты за головами, распространенной среди племени Нагов В Индии йогов и странствующих садху уважительно называют баба (хинди बाबा — «отец»). Многие ритуалы йогов проводятся у костра и малопонятны иноземцам, что вполне могло дать пищу для фантазий и сюжетов сказок, где баба йог мог трансформироваться в Бабу Ягу. Например, в индийской секте нагов принято сидеть у костра, делать ягью (жертвоприношения огню), обмазывать тело пеплом, ходить без одежды (нагими), с посохом («костяная нога»), длинными спутанными волосами, носить кольца в ушах, повторять мантры («заклинания») и практиковать йогу. Наги в индийской мифологии — змеи с одной или несколькими головами (прообраз Змея Горыныча). В этой и других йндийских сектах совершались загадочные и пугающие ритуалы с черепами, костями, совершались жертвоприношения и т.п. См. также en:Naga, en:Naga people Alexjv 19:44, 27 января 2011 (UTC)

Участники

Состав

  • Джейми Винчестер — гитара, лид-вокал (1989 — наше время)
  • Тибор Борнаи — клавишные, вокал (1989 — наше время)
  • Владимир Абаньшин — вокал, этнические инструменты (1989 — наше время)
  • Галина Иванова — вокал, этнические инструменты (1989 — наше время)
  • Анна Павленко — вокал, этнические инструменты (1989 — наше время)
  • Михаил Емельянов — вокал, этнические инструменты (1989 — наше время)

Бывшие участники

  • Жолт Галантаи — (1991 — 2002) — ударные
  • Михали Гусар — (1991 — 2004) — бас-гитара, вокал
  • Шандор Тиба — ударные (2004 — 2006)
  • Петер Дандо (1999, 2002)
  • Бела Дьенес (1999, 2002)
  • Анатолий Кондратков — (1992, 1999, 2002) — вокал, этнические инструменты †
  • Павел Скитиков — (1989 — 1993) — вокал, этнические инструменты
  • Татьяна Скитикова (Алексеева) — (1989 — 1993) — вокал, этнические инструменты

Ядвига Aнжуйская

Jadwiga Andegaweńska
http://pl.wikipedia.org/Kr%C3%B3lowa_Jadwiga
Слышал версию, что Баба-Яга на самом деле не Яга’ а Я’га (с ударением на первый слог). Я’га это уменьшительно-ласкательное от Ядвига. Ядвига Aнжуйская была королевой объединённых Литвы и Польши в годах 1384-1399. Учитывая большое влияние Литвы в регионе ( http://pl.wikipedia.org/Grafika:Poland_and_Lithuania_1387.PNG ) в то время и постоянную перерисовку границ… кто знает — может детей и пугали Бабой-Я’гой. Есть объяснение получше для имени ? Olmer 15:40, 25 августа 2006 (UTC)

Версия (очень скромно)
Факты:

Баба - Яга, Бабаяга, Бабайага, Бабай - Ага...

Избушка на курьих ножках, изба на курных (куриных)ногах…
История:

Сибирские охотники - промысловики, добывая зверя, забредали в дальние уголки леса, откуда добраться домой засветло было затруднительно. Для того в отдаленных участках леса строились избы на курных ногах для ночевки. Избы ставили на сваи, чтобы зверь не забрался внутрь и не безобразничал, по своей звериной натуре. Дверей не делалось в таких избах - делался хитрый лаз, снаружи - не увидеть было входа. Потому сколько ни ходи вокруг да около - всегда будешь стоять напротив окна - впрямь, хоть говори: "Избушка-избушка - поворотись к лесу задом, ко мне передом". Внутри избы устройство было исключительно простое - редко была печь, как правило стол, лежанка и все. Утвари, тож не было - расчитанно было на охотника у которого все было с собой. Правда в специальном месте над входом в избу устраивался тайник - там можно было сохранить чуть еды, соль, порох, дробь, патроны. Охотник, переночевав, считал своим долгом оставить там запас, если не себе, то нуждающемуся. Сибирь - суровое место. Ясное дело, про такие избы знали и жены охотников. Если муж не приходил с охоты - то ясное дело - либо беда приключилась - либо ночевать ушел в избу на курных ногах. А детям рассказывались сказки. И напоминалось - не забредай далеко в лес - опасно, как увидел избу на курных ногах - ступай домой немедля! А почему? спрашивал ребенок. Потому что это значит, что далеко зашел, надо возвращаться, так как не залезть тебе туда не схорониться от зверя лесного, как выйдет он ночью на охоту. А то, если заберешься вовнутрь, встретишь там беглого каторжника, оголодавшего и потому готового на крайности - может сьесть. Ну, ясное дело, крещеный люд своего есть не будет - стало быть на такое способен только не крещеный - татарин, бабай-ага, как их иногда называли. Не исключено, что подобные случаи бывали, так как находили в таких избах человечьи кости и детские в том числе.
Так изба на курных ногах стала символом невозвращения - пределом допустимого нахождения в лесу для человека. Ну а сказки рассказанные детям - не всегда точно помнились, да и взрослел человек - переделывал сказку. Забылись с годами нанесенные татарами обиды, да и жили в Сибирских районах часто рядом - чего вспоминать, что врагами были.... Пусть это будет некий фантастический персонаж - Баба Яга. Кстати, может и впрямь была женщина?! Ведь охотники, как правило, мужиками были. А ну закатиться в дальний участок леса, да с симпатичной бабой Ягой. Ну кто из охотников отказался бы? А что она колдунья - так ясное дело,  как иначе?
George Polak

Почему бы не рассмотреть версию «Баба — Йога»?
Надо все ж принимать во внимание общие арийские корни. И уж коль одни арийцы принесли в Индию Йогу, то другие, вместе с общей мифологией могли прихватить Бабу-йогу, заведующую инициацией, лечением и пр

Кости вокруг дома — для оберега от злых духов ночного леса и отпугивания непрошенных гостей. Посуда у бабки каменная, что указывает на ооочень большую древность бабки. И к стати, никогда баба-йога не изображалась повелителем животных. Кот и филин (сова) — обычные приживалы (домашние животные). Причем кот — явление более новых времен (когда там кошки в Европу из Египта пришли?) ловлей мышей в домах на Руси занимались ежи да полозы. Исходя, собсна, из наличия в доме кота — можно представить примерное формирование образа бабы-йоги.

6 октября 2008 (UTC) 213.85.165.170 08:16, 6 октября 2008 (UTC)Ведмед 213.85.165.170 08:16, 6 октября 2008 (UTC)

Баба-Яга — это Бабай-ага

Бабай-Ага — на тюркских языках означает «большой господин». Появилось это выражение на Руси во времена монгольского нашествия. Ордынские баскаки и были теми самыми «большими господами», которые приезжали в покоренные русские города и селения, собирали дань в Орду. Также они брали рабов.

В рабство чаще всего угоняли молодежь и маленьких детей. «Не плачь, постреленок! — говорили матери во времена Ордынского ига, — а то придет Бабай-Ага и заберет тебя!» «Бабайкой» пугают малых детей и по сей день. Возможно, образ страшного Бабая-Аги слился с образом лесной ведьмы, хозяйки царства мертвых, бытовавшим среди наших предков, или трансформация имела другие причины, но постепенно вместо Бабая-аги появилась Баба-яга.

Баба Яга — заботливая берегиня

Несмотря на то, что такой персонаж кажется незамысловатым и простым, есть и другие теории которые описывают эту героиню славянских мифов с абсолютно другой стороны.

По одной из них, эта женщина была заботливой и мудрой берегиней, а имя Яга — это трансформированное слово «Яшка», то есть «ящер», прародитель всего сущего, что нас окружает. В наше время известно слово близкое к этому — «пращур». Согласно такой версии, эта ведьма считается прародительницей.

Есть легенда, что ранее колдунья была доброй ведуньей, берегиней. Когда же на Руси было радикально принято христианство, то всё то доброе, светлое и чистое, что когда-либо облагораживало язычество, всячески старались испортить, уничтожить.

Поэтому берегиням, которые помогали людям, приписывались негативные черты: отвратительная внешность, злые намерения. Поэтому можно предположить, что изначально Баба Яга у славян была добрым персонажем, заботливым и несомненно очень важным.

Например, помните ли вы, что злобная старуха из сказок пыталась запекать младенцев? Если посмотреть в глубь данного ритуала, то можно открыть на себя удивительные подробности. В далекие времена был широко распространён ритуал припекания детей. Делалось это и с магической целью, и с практической. Стоит отметить, что популярен этот обряд был даже вплоть до начала 20 века.

К ритуалу припекания ребенка прибегали в том случае, если малыш был хилый, недоношенный, у него был рахит атрофия и подобные заболевания. Выполняется этот обряд бабкой-знахаркой. Малыша обмазывали тестом, клали на лопату и трижды ненадолго отправляли в растопленную печку. Теперь можно увидеть сказку в другом освещении, при котором Баба Яга пыталась спасти ребенка, помочь ему окрепнуть.

Также бытовало мнение, что подобным образом можно сжечь все болезни, которые выйдут на улицу с дымом через трубу, а припечёный ребенок станет здоровым и сильным.

Что известно о месте обитания ведьмы? Ножки избушки, в которой проживал сказочный персонаж, называют «курьи ножки». В разнообразных расшифровках указывается, что это можно понимать, как «ножки, подпоры куреня», которые нередко использовались при строительстве избы.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации