Андрей Смирнов
Время чтения: ~20 мин.
Просмотров: 1

Ангелология

Архан­ге­лы

1МихаилЕвр. «кто как Бог»; Архистра­тиг (вое­на­чаль­ник); на иконе попи­ра­ет нога­ми диа­во­ла, в левой руке дер­жит зеле­ную фини­ко­вую ветвь, в пра­вой – копье с белой хоруг­вью (ино­гда пла­мен­ный меч), на кото­рой начер­тан черв­ле­ный крест. Постав­лен Богом над все­ми девя­тью Ангель­ски­ми чина­ми.8/21 нояб­ряИуд.1:9; Дан. 3:92-95
2Гаври­ил«Сила Божия»; воз­ве­ща­ет людям вели­кие дела Божии; изо­бра­жа­ет­ся с рай­ской вет­вью, при­не­сен­ной им Пресвя­той Деве, или со све­тя­щим­ся фона­рем в пра­вой руке и зер­ка­лом из яспи­са – в левой.26 мар./8 апр.; 13/26 июл.; 8/21 ноя.Лк.1:26; Дан. 8:16
3Рафаил«Исцеле­ние Божие»; цели­тель, врач Божий; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим сосуд с цели­тель­ны­ми сна­до­бья­ми и веду­щим пра­вою рукою Товию, несу­ще­го рыбу.8/21 нояб­ряТов. 3:16; 12:15
4Уриил«Свет, огнь Божий»; про­све­ща­ет людей и вос­пла­ме­ня­ет их серд­ца любо­вью к Богу; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим в пра­вой руке обна­жён­ный меч на уровне гру­ди, а опу­щен­ной левой руке – пла­мень огнен­ный.3Езд. 5:20
5Салафи­ил«Молит­вен­ник Божий»; изо­бра­жа­ет­ся с рука­ми, молит­вен­но сло­жен­ны­ми на гру­ди.3Езд. 5:16
6Иегуди­ил«Славя­щий Бога»; покро­ви­тель мона­хов и тру­дя­щих­ся для сла­вы Божией; изобр. дер­жа­щим в пра­вой руке золо­той венец, а в левой бич из трёх чёр­ных верё­вок с тре­мя кон­ца­ми (награ­да свя­тым и воз­да­я­ние греш­ни­кам).Упоми­на­ет­ся толь­ко в Св. Преда­нии
7Варахи­ил«Благо­сло­ве­ние Божие»; пода­тель бла­го­сло­ве­ний и мило­сти Божией; изобр. Несущим на гру­ди белые розы, как пред­ве­стие бла­жен­ства в Царствии Небес­ном, либо розы на одеж­де.Упоми­на­ет­ся толь­ко в Св. Преда­нии
8Иереми­ил«Высота Божия»; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим в руке весы.3Езд. 4:36

Ноябрь избран для праздника Ангелам потому, что он есть девятый от марта, который был некогда началом года, а число девять соответствует девяти чинам ангельским.

Ангелы на иконах — набор символов, которые передают нам не внешний вид, а идею ангелов как посланников Божиих, т.к. Ангелы не имеют материальной плоти:

  • Крылья — символ быстроты и все проникновенности;
  • Посох — символ посланничества;
  • Зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) — символ дара предвидения, которым наделил Ангелов Бог;
  • Тороки (развивающиеся золотые «ленты» в волосах) — символ особого слышания Бога и послушания воле Его;
  • «Око» во лбу – символ всевидения;
  • Облик прекрасного юноши — символ совершенства. В Священном Писании Ангелы посланные Богом, как правило, являлись избранным людям в образе прекрасных, светозарных юношей в белом облачении.

См. также:

  • в словаре: АРХАНГЕЛ, АНГЕЛ
  • в Молитвослове: Молитвы Небесным Силам Бесплотным,Молитвы Ангелам на каждый день недели.

Жанры

  • Боевая фантастика
  • Героическая фантастика
  • Городское фэнтези
  • Готический роман
  • Детективная фантастика
  • Ироническая фантастика
  • Ироническое фэнтези
  • Историческое фэнтези
  • Киберпанк
  • Космическая фантастика
  • Космоопера
  • ЛитРПГ
  • Мистика
  • Научная фантастика
  • Ненаучная фантастика
  • Попаданцы
  • Постапокалипсис
  • Сказочная фантастика
  • Социально-философская фантастика
  • Стимпанк
  • Технофэнтези
  • Ужасы и мистика
  • Фантастика: прочее
  • Фэнтези
  • Эпическая фантастика
  • Юмористическая фантастика
  • Юмористическое фэнтези
  • Альтернативная история
  • Боевики
  • Дамский детективный роман
  • Иронические детективы
  • Исторические детективы
  • Классические детективы
  • Криминальные детективы
  • Крутой детектив
  • Маньяки
  • Медицинский триллер
  • Политические детективы
  • Полицейские детективы
  • Прочие Детективы
  • Триллеры
  • Шпионские детективы
  • Афоризмы
  • Военная проза
  • Историческая проза
  • Классическая проза
  • Контркультура
  • Магический реализм
  • Новелла
  • Повесть
  • Проза прочее
  • Рассказ
  • Роман
  • Русская классическая проза
  • Семейный роман/Семейная сага
  • Сентиментальная проза
  • Советская классическая проза
  • Современная проза
  • Эпистолярная проза
  • Эссе, очерк, этюд, набросок
  • Феерия
  • Исторические любовные романы
  • Короткие любовные романы
  • Любовно-фантастические романы
  • Остросюжетные любовные романы
  • Порно
  • Прочие любовные романы
  • Слеш
  • Современные любовные романы
  • Эротика
  • Фемслеш
  • Вестерны
  • Исторические приключения
  • Морские приключения
  • Приключения про индейцев
  • Природа и животные
  • Прочие приключения
  • Путешествия и география
  • Детская образовательная литература
  • Детская проза
  • Детская фантастика
  • Детские остросюжетные
  • Детские приключения
  • Детские стихи
  • Детский фольклор
  • Книга-игра
  • Прочая детская литература
  • Сказки
  • Басни
  • Верлибры
  • Визуальная поэзия
  • В стихах
  • Драматургия
  • Лирика
  • Палиндромы
  • Песенная поэзия
  • Поэзия
  • Экспериментальная поэзия
  • Эпическая поэзия
  • Античная литература
  • Древневосточная литература
  • Древнерусская литература
  • Европейская старинная литература
  • Мифы. Легенды. Эпос
  • Прочая старинная литература
  • Альтернативная медицина
  • Астрономия и космос
  • Биология
  • Биофизика
  • Биохимия
  • Ботаника
  • Ветеринария
  • Военная история
  • Геология и география
  • Государство и право
  • Детская психология
  • Зоология
  • Иностранные языки
  • История
  • Культурология
  • Литературоведение
  • Математика
  • Медицина
  • Обществознание
  • Органическая химия
  • Педагогика
  • Политика
  • Прочая научная литература
  • Психология
  • Психотерапия и консультирование
  • Религиоведение
  • Рефераты
  • Секс и семейная психология
  • Технические науки
  • Учебники
  • Физика
  • Физическая химия
  • Философия
  • Химия
  • Шпаргалки
  • Экология
  • Юриспруденция
  • Языкознание
  • Аналитическая химия
  • Базы данных
  • Интернет
  • Компьютерное «железо»
  • ОС и сети
  • Программирование
  • Программное обеспечение
  • Прочая компьютерная литература
  • Прочая справочная литература
  • Путеводители
  • Руководства
  • Словари
  • Справочники
  • Энциклопедии
  • Биографии и мемуары
  • Военная документалистика
  • Искусство и Дизайн
  • Критика
  • Научпоп
  • Прочая документальная литература
  • Публицистика
  • Астрология
  • Индуизм
  • Православие
  • Протестантизм
  • Прочая религиозная литература
  • Религия
  • Самосовершенствование
  • Христианство
  • Эзотерика
  • Язычество
  • Хиромантия
  • Анекдоты
  • Комедия
  • Прочий юмор
  • Сатира
  • Юмористическая проза
  • Юмористические стихи
  • Домашние животные
  • Здоровье и красота
  • Кулинария
  • Прочее домоводство
  • Развлечения
  • Сад и огород
  • Сделай сам
  • Спорт
  • Хобби и ремесла
  • Эротика и секс
  • Банковское дело
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Деловая литература
  • Делопроизводство
  • Корпоративная культура
  • Личные финансы
  • Малый бизнес
  • Маркетинг, PR, реклама
  • О бизнесе популярно
  • Поиск работы, карьера
  • Торговля
  • Управление, подбор персонала
  • Ценные бумаги, инвестиции
  • Экономика

Разное

Автомобили и ПДД

  • Газеты и журналы
  • Изобразительное искусство, фотография
  • Кино
  • Музыка
  • Подростковая литература
  • Театр
  • Фанфик
  • Водевиль
  • Драма
  • Киносценарии
  • Мистерия
  • Сценарии
  • Трагедия
  • Былины
  • Загадки
  • Народные сказки
  • Пословицы, поговорки
  • Фольклор: прочее
  • Спецслужбы
  • Боевые искусства
  • Военная техника и вооружение
  • Военное дело: прочее

§59 Действие злых духов в мире

Падшие ангелы, движимые ненавистью и завистью к человеческому роду, всеми способами пытаются навредить человеку и сделать так, чтобы он свернул с правого пути. Апостол Петр, предостерегая христиан, пишет: «Диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8). Диавол, враг рода человеческого, сеет в сердцах людей злые помыслы (Мф. 13:25), подталкивает на преступления (Ин. 13:2) и даже пытается искушать Богочеловека. Сатана как дух лукавый использует всевозможные средства для

обольщения человека. Апостол Павел говорит, что «сатана принимает вид Ангела света» (2Кор. 11:14), то есть может надевать маску, личину, выдавать себя и свои действия за доброе. Собственно, так он поступил уже в раю и на протяжении истории не раз успешно использует этот метод искушения. Жития святых изобилуют рассказами о том, как нечистый дух являлся подвижникам не только в виде ангелов, но и даже Самого Господа Иисуса Христа, использовал Священное Писание, творил чудеса и т.д. Кроме того, бесы всячески искушают людей, вызывая в них страстные желания и греховные помыслы.

В этом деле они чрезвычайно опытны и хитры. Пользуясь какой–либо склонностью человека, бесы стараются именно при ее помощи уловить искушаемого: «Мудрого ловит мудростью… богатого – богатством, благообразного – красотой, красноречивого – красноречием… художника – искусством», – пишет прп. Ефрем Сирин. Евагрий Понтийский сравнивает процесс искушения с деятельностью лекаря, который,

простукивая молоточком тело человека, определяет нервную реакцию и на этом основании делает выводы, так и бесы «простукивают» человека в поисках его слабостей, и когда найдут такое слабое место, начинают искушать его именно в этом направлении.

Однако нужно понимать, что источником страстей всё равно остается сам человек: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью», – пишет святой апостол Иаков (Иак. 1:14). Святитель Иоанн Златоуст советует: «Победи только самого себя – и победишь козни диавола».

Святые подвижники, говоря об опыте преодоления бесовских искушений, настаивают на том, что над крещеными злые духи не имеют власти и могут искушать лишь со стороны, извне, предлагая соблазны, навязывая их. Но в глубину человеческой личности они проникнуть не могут, потому что, как пишет св. Диадох Фотикийский: «До святого крещения благодать извне побуждает душу на добро, а сатана гнездится в ее глубинах, пытаясь заградить все правые исходы ума. Но с самого часа, когда мы возрождаемся, бес оказывается вне нас, а благодать внутри… Мы верим, что многовидный змей извергается из кладовых ума купелью нетления».

Определенный, если так можно выразиться, успех в соблазнении людей диавол всё же имеет. В Писании говорится, что «весь мир лежит во зле» (1Ин. 5:19), а диавол, как уже указывалось, назван «князем мира» (Ин. 12:31), «богом века сего» (2Кор. 4:4), демоны именуются мироправителями тьмы века сего (Еф. 6:12).

Для объяснения этих выражений приведем толкования на эти слова двух отцов Церкви. Святитель Иоанн Златоуст объясняет так: «Почему апостол называет диавола князем этого века? Потому что природа человеческая почти всецело отдалась ему, и все служат ему добровольно и намеренно. Он властвует в этом веке, у него слуг больше, нежели у Бога, и ему, за исключением немногих, охотнее повинуются, чем Богу. И всё это происходит от нашей беспечности». Прп. Симеон Новый Богослов пишет: «Князем мира называется он не как властитель и господин мира. Да идет от нас такая богохульная мысль! Но называется он князем мира потому, что, раздражая пожелание богатства и других вещей мира сего, он порабощает себе прилепляющихся к ним и берёт над ними власть… Но Бог и Владыка наш, яко Творец и Устроитель всего мира, естественно и властно есть князь всех – небесных, земных и преисподних, будучи Светом Невечерним и неприступным и Господом всего – и настоящего, и будущего». Как видно из указанных толкований, наименования князя и т. п. в отношении диавола не обозначают, что ему принадлежит земля, но только то, что до поры есть некое множество покорившихся ему людей, которые образуют своеобразный мир, князем которого нечистый дух является. Однако придет момент, когда диавол и это его царство будут окончательно посрамлены и «князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:31).

§49 Природа ангелов

В святоотеческом богословии присутствуют примеры возможного определения того, что такое ангелы по своей природе. Так, прп

Иоанн Дамаскин говорит: «Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу», и далее делает важное дополнение, указывающее на трудность сформировать более точное определение: «Один только Творец знает вид и определение этой сущности». Блаженный Августин определяет ангелов просто как духов и также указывает, что наименование «ангел» относится к роду деятельности, а не к обозначению природы: «Желаешь знать имя его (ангела) природы? Это – дух

Желаешь знать его должность? Это – ангел. По своему существу он – дух, а по деятельности – ангел».

Говоря о характеристиках ангельской природы, непременно следует коснуться вопроса о бестелесности ангелов. Определенно, ангелы не обладают грубыми телами – плотью. В Писании они названы «невидимыми (Кол. 1:16), т. е. не заключающими в себе ничего такого, что было бы уловимо для чувства зрения». Также есть тексты, указующие на бесплотность ангелов: Лк. 24:39, Мф. 22:30. По этому поводу еп.

Сильвестр замечает: «Здесь, что нетрудно видеть, совершенно прямо отрицается в природе ангелов телесность в том ее грубо чувственном виде, какой она имеет у людей при настоящих условиях их земного существования, хотя нельзя сказать, что бы столь же прямо отрицалась в их природе и телесность в ее высшем или прославленном состоянии».

Действительно, большинство святых отцов полагало, что можно говорить о некой тонкой телесности ангелов. Так, например, прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо всё по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно». Это, как замечает

В. Несмелов, делалось большинством святых отцов, чтобы различать духовность абсолютную и относительную.

Первая, то есть абсолютная, может быть отнесена только к Богу, вторая, относительная – к ангелам и человеческим душам. Следует отметить, что

свт. Григорий Нисский придерживался иного мнения, согласно которому духовность нужно понимать только в одном смысле, без всяких подразделений. При этом святитель не видел в этом угрозы отождествления природы ангельской и Божественной, считая, что главное отличие нужно искать не в области соотношения абсолютной / относительной духовности, а в том, что «духовность ангела есть свойство дарованное и в сравнении с собственною духовностью Бога, очевидно, является уже не абсолютною, а зависимою».

В истории русского богословия такой точки зрения придерживался свт. Феофан Затворник, а свт. Игнатий (Брянчанинов) разделял мнение о тонкой телесности ангелов. Владимир Лосский защищал правильность учения о тонкой телесности, полагая, что мнение об абсолютной бестелесности скорее соответствует томистскому богословию. Такое мнение свт. Григория и свт. Феофана представляется довольно интересным, однако с этой точки зрения довольно трудно объяснить, как соотнести абсолютную духовность ангельской природы (а значит, неподверженность

пространственно–временным категориям) и определенную ограниченность (свт. Григорий прямо говорит, что ангелы ни в коем случае не вездесущи).

Интересно, что отцы VII Вселенского Собора выразили учение о тонкой телесности ангелов как общепринятое. И в этом видели основание для возможного иконографического изображения ангелов.

Задаваясь вопросом, единосущны ли ангелы друг другу, святые отцы, как правило, отвечали на это в том смысле, что дать ответ на это невозможно, так как нам это не открыто. Болшинство святых отцов считает, что ангелы сотворены до создания вещественного мира: «Равны ли они по существу или различаются друг от друга, мы не знаем». Такого же мнения придерживаются и авторитетные богословы: «Можно говорить о «роде человеческом», то есть о бесчисленных личностях, обладающих одной и той же природой. Но у ангелов, которые тоже существа личностные, нет единства природы. Каждый из них – отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Следовательно, их единство не органическое, и его можно было бы назвать по аналогии – единством абстрактным; это единство города, хора, войска, единство служения, единство хвалы, одним словом – единство гармоническое», – пишет

В. Лосский.

§56 Бесы – падшие ангелы. Причина падения

В Писании нет развернутого повествования о происхождении демонов. Естественно, что не может идти речи об их создании Богом, так как всё творение Божье добро: «Благой Бог у всех благомыслящих именуется Создателем благих. Поэтому не создал Он такого естества, которое не в силах делать что–либо доброе». Есть несколько библейских текстов, приоткрывающих историю падения части ангелов: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы» (Ис. 14:12); 28–я глава книги пророка Иезекииля и особенно слова апостольские: «Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 1:6).

В Послании святого апостола Петра говорится о согрешивших ангелах, которые были наказаны «узами адского мрака» (2Пет. 2:4). Из приведенных текстов видно, что некогда часть ангелов во главе с Люцифером согрешила перед Богом, следствием чего стало их падение и наказание. Что же стало причиной этого бунта? Блаженный Феодорит в следующих словах апостола Павла: «Чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1Тим. 3:6), видит указание на то, что гордость и есть грех, совершённый диаволом. Ведь одинаковость наказания предполагает одинаковость преступления, и если апостол в качестве кары за гордыню указывает осуждение с диаволом, то, соответственно, диавол согрешил именно гордыней.

У святых отцов есть немало высказываний о гордыне диавола как причине его падения. Однако немаловажным является вопрос о причине самой гордыни. Что повлияло на Денницу и его приспешников таким образом, что в них взыграла гордыня? Святитель Иннокентий Херсонский указывает на два мнения по этому вопросу. Некоторые богословы на основании слов: «Ибо кому когда из Ангелов сказал : Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр. 1:5–6), полагали, что Люцифер соблазнился этим Откровением.

Другие же считают, что соблазном Деннице стало предназначение человека. Отчасти в пользу этой точки зрения свидетельствует, например, мнение прп. Иоанна Дамаскина о том, что Люциферу было поручено охранение земли, то есть, по сути, он был ангелом–хранителем Земли: «Тот ангел… которому Бог вверил охранение земли, не был создан злым по природе, но был добрым и создан для добра, и не получил в себя от

Создателя и следа зла. Но он не вынес света и чести, которую ему даровал Творец, но по самовластному произволению обратился от того, что согласно с природой, к тому, что противоестественно, и возгордился против Творца своего – Бога, восхотев восстать против Него, и первый, отступив от блага, впал в зло». Таким образом, зависть к человеку стала не только причиной того, что диавол соблазнил прародителей и продолжает искушать всех людей, но и причиной его собственного падения.

Кроме того, есть еще вопрос: почему ангелы решились на бунт против Бога? Можно предположить, что их ум помрачился вследствие зависти и гордыни, и потому они перестали осознавать, что между ними и Богом, между тварью и Творцом – онтологическая пропасть. И никакой бунт ее не сократит и тем более не упразднит. Святитель Иннокентий предлагает следующий ответ на этот вопрос: «Мы видели, что существование свободных тварей сопряжено с ограничением Творца; Бог однажды навсегда отказался от неограниченного действия над свободными тварями, уступил им как бы часть Своего Божества; сделал для них, осмелимся сказать, самопожертвование. Злые ангелы, без сомнения, хорошо видели сей отказ Божий и знали, что Бог никогда не возвратит назад данного. Потому и смело могли вступить в брань с Богом, зная, что их самостоятельность будет продолжаться во всю вечность».

Следует отметить, что, согласно святоотеческому учению, природа падших ангелов осталась ангельской, но изменился способ ее существования: «Они, имея одинаковое с ангелами естество, сделались злыми, по произволению, самовольно уклонившись от блага

ко злу», «диавол в начале был добрым, но произвольно допустил в себе наклонность к худшему и злоухищрениями увеличил в себе зло». Как уже говорилось, падшие ангелы не могут покаяться. Тем не менее, некоторые святые отцы (свт. Василий Великий) полагали, что диавол и бесы могли еще покаяться до того момента, когда решили искусить человека. Именно это стало точкой невозврата для падших духов.

Святая Иерархия небесных созданий

О структуре ангельского мира написал Дионисия Ареопагит, являющийся учеником христианского апостола Павла. Он утверждает, что Иерархия состоит из трех ликов, которая, в свою очередь, разделена на три чина.


Святая Иерархия небесных созданий

  1. К высшему сословию относят могущественных Серафимов, Херувимов и доблестных Престолов.
  2. Среднее звено составляют Господства, Силы и Власти.
  3. Самое младшее звено организовалось из Начал и всем известных Архангелов и Ангелов.

Первый лик

Имя Серафимов переводят как «пламенные». Они непосредственно и вечно предстоят перед Тем, Кто есть истинная Любовь. Трон Господа излучает огненную чистоту, а Серафимы буквально горят преданностью перед Всевышним. В Книге Исайи говорится о том, что у них шесть крыльев, и они постоянно прославляют Господа Саваофа. Иоанн Богослов в своем «Апокалипсисе» добавляет, что эти существа наделены четырьмя различными лицами, направленными во все стороны света. Они имеют силу исцелить от греха одним прикосновением.


Архангел Михаил

Серафимы порождают пламенную любовь вокруг Всевышнего собственными молниеносными перемещениями.

Ко второму чину относят Херувимов, их одежды украшены блестящими драгоценными каменьями. Давид говорит о них как о существах, перемещающих на своем теле Господа. Они часто изображены с пламенным мечом, это говорит об их роли защитников входа в Эдем или рай.

Некоторые христианские исследователи видели в них лишь символ и образ защиты Небесной Обители. Но во II веке Климент рассматривает Херувимов в качестве «песнословящих духов», а через два столетия Иоанн Златоуст упоминает, что тело их наполнено глазами (то есть мудростью).

Ниже рангом располагаются Престолы — святые духи без плоти, Писания упоминают о них на своих страницах. Основываясь на названии, христианские ученые выдвигают гипотезу о том, что Вседержитель восседает на этих творениях, как на троне.

Второй лик

Господства относят ко второй триаде в ангельской иерархии. Это наименование в Ветхом Завете применяется к силам, которые управляет движением небесных светил. Господства упоминаются апостолом Павлом и в послании к Ефесянам. Их жизнь отличается праведностью и умением контролировать чувства.


Архистратиг Михаил

Через чин под названием Силы Господь совершает знамения и чудеса для собственной славы и помощи нуждающимся. О них упоминает апостол Петр.

К низшему чину принадлежат Власти, которые контролируют деяния диавола. Они всегда побеждают темные силы, охраняют человека от искушений и укрепляют веру в Господа.

Третий лик

Возглавляют эту ступень Ангелы-Начала, обитатели духовного, невидимого пространства. Они имеют силу, простирающуюся до Меркурия. Задача Начал — заботится о назначении того или иного исторического периода до момента, когда человечество больше не будет привязано к Земле.

В Православной традиции упоминается о семи архангелах. Ангелы (вестники) — бесплотные духи, ближайшие к человеку. Среди этих существ находится Ангел- Хранитель каждого из нас. Они способны понимать любой язык и тонко чувствуют потребности, отводя неприятности и угрозы от праведных.

На заметку! Духовный опыт некоторых просветленных подтверждает, что при жизни человеку сопутствуют два ангела. Они являются и раскрывают себя только в момент смерти. Об этих фактах рассказывал ученик святого Макария, к тому же появление двух небесных посланников описано в житии Василия Нового.

Упоминание Ангелов в Новом Завете

СобытиеСсылка
Сатана искушает Иисуса Христа и упоминает стих об Ангелах из 90 псалмаМф. 4:6; Мк. 1:2; Лк. 4:10
Иисус Христос сравнивает Ангелов со жнецами (притча о сеятеле)Мф. 13:39-41
Иисус Христос говорит об Ангелах при кончине века (притча о неводе)Мф. 13:49
Иисус Христос возвещает о Своем Славном Пришествии со АнгеламиМф. 16:27
Иисус Христос сообщает об Ангелах Хранителях «малых сих»Мф. 18:10
Иисус Христос возвещает о том, что воскресшие пребывают как Ангелы на небесахМф. 22:30; Мк. 12:25; Лк. 20:36
Иисус Христос возвещает об Ангелах Своих с трубою громогласною при Его втором пришествииМф. 24:31
Иисус Христос сообщает о том, что даже Ангелы не знают дня Его второго пришествияМф. 24:36; Мк. 13:32
Иисус Христос говорит об Ангелах при кончине векаМф. 25:31; Мк. 8:38; Мк. 13:27; Лк. 9:26; Лк. 12:8-9
Иисус Христос сообщает о двенадцати легионах АнгеловМф. 26:53
Иисус Христос сообщает о радости Ангелов о кающемся грешникеЛк. 15:10
Ангелы относят нищего на лоно Авраамово (притча о богаче и нищем Лазаре)Лк. 16:22
Иисус Христос возвещает об Ангелах восходящих и нисходящих к Сыну ЧеловеческомуИн. 1:51
Сообщение о схождении Ангела в купальнюИн. 5:4

§60 Беснование и одержимость

Нечистые силы направляют свой ум и волю, свою деятельность на то, чтобы разрушать доброе, и особенно – вредить людям. Частным примером деструктивного воздействия бесов на человека является беснование и одержимость. В Св. Писании есть целый ряд примеров, когда говорится о злострадании людей и указывается беснование как причина этих бед (см.: Мф. 9:33; 17:18; Мк. 7:29; Лк. 4:35; 9:42).

Как рассматривать это состояние? Как одержимость злым духом или как психическое заболевание? Нередко предпринимаются попытки объяснить всё с научной позиции, считая, что речь идет просто о психических заболеваниях, которые древние, по незнанию и суеверию, считали одержимостью. Принять такое мнение нельзя, так как в Евангелии нет никаких оснований для подобного понимания. Господь Иисус Христос изгонял бесов, и апостолы оставили описание этого. Если гипотетически и можно предположить, что народ неправильно понимал суть происходящего, то такое невозможно по отношению к близкому кругу – апостолам; а именно они и зафиксировали эти случаи. И уж они точно в случае непонимания чего–либо могли осведомиться у Божественного Учителя о сути происшедшего, как нередко и бывало, когда апостолы после каких–то событий вопрошали Господа. Соответственно, сам евангельский текст не дает ни малейших оснований для такой интерпретации.

Конечно, нельзя отрицать, что некоторые формы психического расстройства похожи на беснование. Известный православный богослов Жан–Клод Ларше, посвятивший свое исследование теме психических заболеваний, разделяет безумие бесовского происхождения и безумие соматического происхождения. В русской богословской науке этому вопросу посвящены рассуждения архиепископа Иннокентия (Борисова). Святитель, во–первых, видит причину, по которой бесы желают овладеть человеком, в том, что именно в человеке, как связующем материальный и духовный миры, демон уменьшает свое страдание и чувствует себя, если так можно выразиться,

комфортнее. Архиепископ Иннокентий допускает сильное влияние на тело человека, но относительно души придерживается мнения, что бесам это не под силу: «Но нельзя не согласиться с тем, что злой дух может действовать на человека так, как действуют на него предметы внешние. Он может действовать на мозг и на низшие способности, словом, на внешнюю оболочку души, а не на самую душу».

Оригинальны рассуждения святителя об этой самой оболочке души, которой (оболочкой) является нервная система человека. И бес как бы вклинивается между духом и телом, вселяясь и контролируя через нервную систему (архиеп. Иннокентий называет ее еще цепью, кольцом, сетью) всего человека. Именно такое состояние и называется беснованием.

Привести обоснование этой точки зрения владыки Иннокентия из святых отцов достаточно трудно, но, несмотря на это, его теория беснования представляется интересной и в принципе не противоречащей православной антропологии. Также святитель Иннокентий указывает, что причин такого печального состояния может быть несколько, но в любом случае это происходит по Промыслу Божьему. В этом своем взгляде он полностью следует святоотеческому учению, согласно которому «они (бесы – а. С.) не имеют ни власти, ни силы против кого–нибудь, если не получают позволения от Бога в целях домостроительства».

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации