Содержание
Кто такой Люцифер: видео, иконы, литература
Искусство не могло игнорировать образ Люцифера, поскольку он представляет собой высшее воплощение зла, а борьба между силами света и тьмы – одна из вечных тем в мировой культуре.
Фильмы о Люцифере
Люциферу посвящено немало фильмов, многие из них стали классикой кинематографа.
- Режиссер Роман Полански посвятил теме Люцифера фильм «Девятые врата». Сюжет картины рассказывает о поисках книги, авторство которой приписывается самому Люциферу. Книга необходима герою для совершения особого ритуала, чтобы вызвать князя тьмы и получить безграничное могущество.
- Цикл фильмов «Омен» рассказывает историю антихриста, который воплотился на Земле, чтобы захватить здесь верховную власть.
- Главный герой фильма «Адвокат дьявола» — молодой юрист, который делает успешную карьеру под патронажем самого Сатаны. Однако вскоре он понимает, что дьявол вовсе не бескорыстен. За каждый карьерный взлет приходится платить утратой частички души.
- Из последних работ можно назвать сериал «Люцифер». Скучающий повелитель ада решает отправиться в мир людей, в Лос-Анджелес, где ради развлечения помогает женщине-полицейскому раскрывать запутанные преступления. Сериал носит сугубо развлекательный характер и на уровень классики явно не тянет.
Иконы
Католическая церковь была заинтересована, чтобы дьявол вызывал ужас в душах прихожан. Поэтому в Средние века изображение князя тьмы на иконах было очень детальным. Это было существо гигантских размеров, которое было похоже на рогатого зверя с человеческим телом.
Особенно популярен был сюжет, изображающий дьявола в аду. Сатану рисовали как огромного дракона, пожирающего грешников. Но есть ряд изображений, где Люцифер изображен в виде ангела. Такие иконы посвящены теме «Падение денницы».
Литература
Сатане посвящено немало книг.
- Итальянский поэт Средневековья Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия» поместил Люцифера в 9-й круг Ада, где царствует ледяной холод. Здесь помещены предатели и те, кто не оправдал доверия. Люцифер здесь отбывает наказание и одновременно служит палачом. Он предстает как трехголовое чудовище, которое терзает зубами грешников. В первой пасти Люцифер держит Иуду, продавшего Христа. Две другие головы мучают Брута и Кассия, повинных в смерти императора Цезаря.
- В знаменитой поэме Гете «Фауст» к главному герою является Мефистофель, который готов купить у героя его бессмертную душу в обмен на исполнение любых желаний. Дьявол внешне похож на человека, иногда превращаясь в черного пса.
- Английский поэт Мильтон в своей поэме «Потерянный рай» рисует Люцифера как мрачного, величественного персонажа. Кроме Люцифера и поддержавших его ангелов, в поэме фигурирует Хаос, который также противоборствует Творцу.
- Говоря о дьяволе, нельзя не вспомнить знаменитый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Воланд, прибывший в Москву со своей свитой, не причиняет зла невинным душам. От его козней страдают те, кто нарушают законы морали. Воланд наказывает тех, кто лжет, проявляет жадность, зависть, а также откровенных безбожников. Он не просто скучающий король демонов, а орудие божественного возмездия.
демон I
В Викиданных есть лексема демон (L144460). |
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | де́мон | де́моны |
Р. | де́мона | де́монов |
Д. | де́мону | де́монам |
В. | де́мона | де́монов |
Тв. | де́моном | де́монами |
Пр. | де́моне | де́монах |
де́-мон
Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -демон- [].
Семантические свойства
Демон
Значение
религ. злой дух, искуситель; дьявол, падший ангел, бес ◆ Демоны ада. ◆ Печальный Демон, дух изгнанья // Летал над грешною землей М. Ю. Лермонтов, «Демон», 1829–1839 г.
мифол. сверхъестественные существа, полубоги или духи, занимающие промежуточное состояние между людьми и богами и способные оказывать влияние на жизнь, судьбы людей, народов ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
книжн. что-либо мрачное, тягостное, злое, овладеваемом человеком (людьми) ◆ По кончине отца я несколько времени свято исполнял его завещания: но, конечно, демон вражды позавидовал моему спокойствию и вмешался в дела мои. В. Т. Нарежный, «Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова», 1814 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см
) ◆ Для нас важно ― обнажить истинную картину отношений нашего народа с демоном алкоголизма. Борис Тарасов, «Не пора ли нам опомниться?», 2003.08.15 // «Наш современник» (цитата из Национального корпуса русского языка, см
)
Гипонимы
- Самаэль, Вельзевул, Питон, Белиал, Асмодей, Люцифер, Сатана
Родственные слова
Ближайшее родство | |
|
Этимология
Происходит от др.-греч. δαίμων «божество, дух, демон», далее от δαίω «распределяю» (судьбу). Русск. демон — через др.-русск. дємонъ; ср.: ст.-слав. дємонъ (Супр.). Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Перевод
злой дух | |
|
Зарва М. В. Русское словесное ударение. — М. : ЭНАС, 2001. — ISBN 5-93196-084-8.
В религиях
В индуизме
Индуизм не выделяет отдельной злой сущности. Все божества могут творить зло, будучи одержимы «гуной невежества». Наиболее близким к понятию дьявола является демон Раху.
Тем не менее, в одном из течений индуизма, айявари, существует олицетворение зла в виде бога Крони (англ. Kroni), с которым борется Вишну.
В зороастризме
Основная статья: Ангра-Майнью
В древнейших зороастрийских текстах понятие дьявола не встречается. Ахура Мазда, верховное божество, создаёт «истину», законы бытия, а «ложь» появляется как их нарушение, а не действие некоего противника.
В иудаизме
В иудаизме понятие дьявола, то есть персонифицированного зла, отсутствует. Религиозные тексты не показывают связи между змеем, искусившим Еву в райском саду согласно Книге Бытия, и «сатаной», упоминаемым в Летописи и Книге Иова. Библейское слово ha-satan (השָׂטָן) означает «противник», — это имя нарицательное, означающее противных людей или обстоятельства, но также и служащего Богу ангела-обвинителя.
В хасидизме ha-satan соответстует Baal Davar.
В Книге Премудрости Соломона, относящейся ко второканоническим, дьявол называется одним из тех, кто принёс в мир смерть. Во Второй книге Еноха упоминается ангел Сатанаэль, князь ангелов-наблюдателей григори, которого изгнали с небес и который различает добро и зло. Сходный текст имеется в Первой книге Еноха, но князь ангелов в ней носит имя Семиаза. Мастема из Книги Юбилеев также часто отождествляется с дьяволом.
Ари Шеффер. «Искушение Христа» (1854)
В христианстве
Основные статьи: Сатана, Люцифер
В христианстве дьявол наиболее известен под именем Сатаны. Современные формы христианства рассматривают дьявола как ангела, восставшего против Бога. Ему приписывается ненависть к человечеству и вообще созданиям божьим, противостояние Богу, распространение лжи и хаоса в людских душах. Другие христианские течения считают дьявола воплощением людских пороков и страстей.
Сатаной часто считают змея-искусителя, заставившего Еву вкусить запретный плод, как следствие, его часто изображают в виде змеи. Хотя в рассказах об Адаме и Еве подобной идентификации прямо не делается, истоки этой концепции прослеживаются вплоть до времени написания Откровения, в котором Сатана прямо называется змеем.
В библейских текстах дьявола называют «драконом», «древним змием», Сатаной, «князем этого мира».
В исламе
Основная статья: Иблис
В исламе с дьяволом отождествляется Иблис — джинн, созданный Аллахом из огня, в отличие от ангелов, созданных из света. Когда Аллах потребовал от Иблиса пасть ниц перед Адамом, джинн ослушался и был изгнан с небес. Иблис поклялся мстить людям, вселяя в них неверие.
Младшие дьяволы и бесы называются шайтаны.
В некоторых преданиях говорится, что Иблиса звали Азазель, которого Книга Еноха и Талмуд называют предводителем падших ангелов, изгнанных с небес за любовные связи с земными женщинами.
В суфизме рассматривается иная интерпретация поступка Иблиса, когда он не стал поклоняться Адаму: так Иблис продемонстрировал свою приверженность Аллаху, не поклоняясь никому иному даже вопреки требованию Аллаха. По этой концепции Иблис является воплощением совершенной любви к Богу и будет прощён после Судного дня.
В сатанизме
См. также: Сатана
Сатанизм и схожие религии рассматривают дьявола как верховного бога. При этом образ и мифология, как правило, заимствована из христианства. В Церкви Сатаны дьявол рассматривается как первичное состояние человечества, а существование сверхсуществ: и Бога, и дьявола — отрицается.
В религии «нового века»
Течения Нью-Эйдж, отталкиваясь от христианства, сохранили восприятие дьявола как олицетворения зла или, по крайней мере, символа людских пороков, но в целом отказались от этой концепции и отрицают существование дьявола.
Злые духи или бездушные существа?
Интересная дилемма насчет наличия души у демонов: по христианской демонологии само название бесспорно указывает, что, разумеется, есть. Другие же источники несколько различаются по мнению в этом вопросе.
Так, например, есть теория, что падшие ангелы — это высший ранг демонов, самые главные и самые сильные из них. Остальные же — это души людей, попавших в ад и превратившиеся в злых духов. По этой теории получается, что душа у демонов все-таки есть.
Другая теория исходит из того, что демон оттого и демон, что он бездушен. Потому у них и черные глаза — ничего не отражающее зеркало души. Объяснение у теории такое, что демоны не умеют чувствовать. Вследствие всего этого человек, попавший в ад за свою греховность, страдает там веки вечные, и выбраться ему не представляется возможным даже в виде демона.
Образ Сатаны в Библии
Сатана и змей, впоследствии искусивший Еву. Иллюстрация Гюстава Доре.
Отец церкви Августин и сатана. Правая внешняя створка Алтаря отцов церкви. 1471-75. Старая пинакотека. Мюнхен
В Ветхом Завете
В Ветхом Завете сатана — имя нарицательное, как падшее творение Божие, как мятежный подданный державы Божией, который против собственной воли в конечном счёте может содействовать выполнению Божиего замысла. В Библии это слово относится к людям. Исключение, вероятно, составляет книга Паралипоменон[неавторитетный источник?].
В отношении ангела и самое первое упоминание в Библии появляется в книге Чисел где слово употребляется в прямом значении «препятствующий».
В качестве имени определённого ангела сатана впервые появляется в книге пророка Захарии[источник не указан 58 дней], где сатана выступает обвинителем на небесном суде.
Согласно христианской традиции, сатана впервые появляется на страницах Библии в книге Бытие в образе змея[источник не указан 57 дней][цитата не приведена 60 дней], обольстившего Еву соблазном вкусить запретного плода с Древа Познания добра и зла, в результате чего Ева и Адам согрешили гордыней и были из рая изгнаны, и обречены добывать хлеб свой в поте лица трудом тяжким. Как часть Божьего наказания за это, все обычные змеи вынуждены «ходить на чреве» и питаться «прахом земным».
Библия описывает сатану также в образе Левиафана. Здесь он — огромное морское существо или летающий дракон.
В ряде книг Ветхого Завета сатаной называется ангел, испытывающий веру праведника. В книге Иова сатана подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатана явно подчинён Богу и является одним из его слуг (бней Ха-Элохим — «сынов Божьих», в древнегреческой версии — ангелов) и не может действовать без его позволения. Он может предводительствовать народами и низводить огонь на Землю[источник не указан 92 дня], а также влиять на атмосферные явления[источник не указан 92 дня], насылать болезни.
В христианской традиции к сатане относят[источник не указан 60 дней] пророчество Исаии о царе Вавилона. Согласно трактовке[Чья?], он возгордившись и пожелав быть равным Богу, был низвержен на землю, став после падения «князем тьмы»[источник не указан 59 дней], отцом лжи, человекоубийцей — предводителем мятежа против Бога[источник не указан 92 дня]. Из пророчества Исаии взято «ангельское» имя сатаны — הילל (восхвалять, хвалить, славить), переводимое как «светоносный» (лат. Lucifer). Многие богословы (несмотря на то, что слово Господне для Иезекиля было адресовано царю Тира) относят к сатане также отрывок из Книги пророка Иезекииля:
Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. (Иез. ) |
В Новом Завете
Иисус видел падение сатаны: «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию».
Апостол Павел утверждает, что сатана: принимает вид Ангела света.
В Откровении Иоанна Богослова описывается «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем», про которого утверждается что «он есть дьявол и сатана». Вслед за ним последует часть ангелов, называющихся в Библии «нечистыми духами» или «ангелами сатаны»[источник не указан 58 дней]. Будет низвержен на землю в битве с архангелом Михаилом, после того как сатана попытается съесть младенца, который должен стать пастырем народов[источник не указан 92 дня].
Иисус Христос полностью и окончательно победил сатану, взяв на себя грехи людей, умерши за них и воскресши из мертвых. Библия описывает людей на земле, верующих в Иисуса Христа, победителями сатаны:
И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошёл диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остаётся времени. (Отк. ) |
В Судный день сатана сразится с Ангелом, владеющим ключом от бездны, после чего будет скован и низвергнут в бездну на тысячу лет. Через тысячу лет он будет освобождён на короткое время и после второй битвы навечно будет ввержен в «озеро огненное и серное».
Самаэль — загадка демонологии
В дополнение к предыдущему вопросу стоит упомянуть и Самаэля. Когда были представлены демоны, список и описание, он не вошел в него. Это потому, что еще точно не решено, ангел Самаэль или демон.
По обычному определению Самаэль описывается как ангел смерти. Вообще-то эти существа не относятся ни к добру, ни к злу, как не относится к этим понятиям сама смерть. Это — естественный процесс, и потому шинигами, как величают их японцы, всего лишь следят за тем, чтобы все шло своим чередом. Но Самаэль — не такая однозначная личность, иначе не вызывал бы вопросов.
Имя Самаэля часто путают с главным Божьим Архангелом. Или называют в числе семи архангелов. Говорят также, что Самаэль — есть Демиург, то есть создатель всего живого, значит, Бог.
Интересно, что вместе с этим его же часто причисляют и к демонам Ада — более того, по некоторым утверждениям, Самаэль — истинное имя Дьявола, ангельское, до падения с небес. Правда, при таком раскладе непонятно, что есть такое Люцифер.
До загадки демонологии добралось и предание о змее-искусителе Евы — имеются источники, что это и был Самаэль.
Самое же популярное описание уже было приведено: Самаэль — ангел смерти, с одним только уточнением: тот самый ангел смерти, что пришел за Моисеем.
Инкубы и суккубы
Говоря о демонах, стоит упомянуть о более мелких служащих, ставших все же довольно известными в человеческих рядах. Это, конечно, демоны-искусители плотских утех, похоти и страсти.
Женская демоническая ипостась разврата — суккуб (иначе суккуба), вопреки представлениям о прекрасной дьяволице, безобразное чудовище. Низший демон, являющийся во снах известного содержания с гораздо более привлекательной внешностью, пожирает жизненные силы человека, опустошая его. Суккубы, разумеется, специализируются на мужчинах.
Столь же малоприятная сущность и мужская ипостась — инкуб, целью которого являются женщины. Действует он таким же методом, как и его «коллега». Суккубы и инкубы охотятся на грешников, их зона атаки — разум и подсознание.
Люцифер в современном сатанизме
Поклонники Сатаны считают, что Люцифер достоин большего почитания, чем Бог-творец. Некоторые сатанисты возносят Люцифера как выдающуюся личность, которая достойна уважения, подражания. Последователи дьявольского культа выделяют в образе Люцифера следующие аспекты:
- Индивидуализм.
- Воля к свободе, непокорность.
- Гордыня, самодовольство.
- Властолюбие. Принадлежность к высшей иерархии демонов.
- Рационализм, скепсис, неверие.
- Разрушение устоев, отрицание морали.
В сатанинской системе ценностей Люцифер олицетворяет дух восстания. Он считается отцом гордыни, но при этом гордыня не воспринимается адептами не как грех, а скорее как достоинство, черта, присущая лидерам.
В одной из сатанинских рукописей под названием Liber Azerate Люцифер рассматривается как доброжелательная ипостась Сатаны. По мнению автора книги, Люцифер освещает путь к свободе и дает своим последователям могущество и власть.
Глава сатанинской церкви Антон ЛаВей характеризует Люцифера как носителя света и просвещения, называя низвергнутого ангела властелином воздуха и Востока. Книга под названием «Люциферианское колдовство» характеризует падшего ангела как «черное пламя разума и воли».
По мнению исследователя религии Джеймса Льюиса, Люцифер – это не личность, а символический образ могущественной природной силы, противостоящей Богу. Это архетипический образ, воплощение темного начала в человеке. Сатанисты верят, что в каждом человеке, живущем на земле, таится семя дьявола. Оно заставляет людей испытывать жадность, похоть, гнев, зависть.
Дьявола недаром называют князем мира сего. Поклонники Люцифера уверены, что в материальном мире Сатана могущественнее Бога, который правит миром духовным. Поэтому для успеха и процветания на Земле человек должен получить покровительство дьявола. Адепты сатанизма рекомендуют признать в себе темную природу, а не подавлять ее.
Оккультисты сатанинского толка убеждены, поклоняясь князю тьмы, они получают от него невероятное могущество, которое позволяет добиться успеха и материальных благ. Поэтому они устраивают магические ритуалы в сатанинских храмах, произносят заклинания и даже устраивают жертвоприношения.
Христианская демонология
Христианство представляет демонов как падших ангелов. Первый, и самый главный из них, конечно, Люцифер — бывший ангел, прекраснейший из них, посмевший возомнить себя самим Богом. Дальше христианская демонология разделяется на две ветви: первая повествует о том, что Люцифер ответственен за творение остальных злых духов, вторая отрицает возможности Дьявола творить, оставляя данный процесс только за Богом, а значит, иные демоны — также падшие ангелы, только более низкого ранга, те, которые преклонились перед Люцифером сами.
Вообще Люцифер — самый известный и самый неоднозначный образ в демонологии. Ему же приписывают имена Дьявола и Сатаны, он же является Властителем Ада, хотя в то же время указывается, что он заперт в своем королевстве, и его же слуги распаляют жар, в котором он горит. В любом случае, если рассматривать список демонов Ада, имена которых расставлены по иерархии, Люцифер будет на первом месте.
Демоны-существа
Кроме падших ангелов, существуют еще демоны животного облика. Главные из них — Бегемот и Левиафан — огромные чудовища, созданные Богом. По легенде, в конце концов они должны сразиться в схватке и убить друг друга.
- Бегемот (лат. Behemoth; ивр. בהמות) — демон животного облика, умеющий принимать формы всех крупных зверей, а также лисицы, волка, собаки, кота. В иудейских преданиях Бегемот величается царем зверей. Символизирует плотские грехи — чревоугодие и обжорство. Кроме них, этот демон вызывает в людях их наихудшие черты, склоняет их к животному поведению и облику. Бегемот очень жесток и невероятно силен — сама его внешность отражает этот факт, однако на человека он также может влиять и косвенно, не прямым насилием — пробуждая у него страсть к греховности. В Аду он — Сторож в Ночи. Образ демона использовался в литературе: самый известный пример — это кот Бегемот Булгакова. Любимый шут Воланда из «Мастера и Маргариты» больше содержит характеристик от автора, чем от преданий, и тем не менее носит его имя. Также булгаковский кот обладает свойством оборотня.
- Левиафан (ивр. לִוְיָתָן) — огромное чудище, о котором ходит много преданий. В некоторых источниках Левиафан — это демон, один из ангелов, свергнутый с небес вместе с Люцифером. В других Левиафан называется тем самым библейским змеем-искусителем, его обвиняют в том, что именно он подал Еве идею вкусить запретный плод. Третьи утверждают, что Левиафан — не ангел и не демон, а совершенно иное существо, чудовищное творение Бога, созданное раньше, чем все живое на Земле и на Небе. В одном сходятся все эти источники, называя чудовище огромной змеей. Это дает возможность подвергнуть сомнению первую теорию о падшем ангеле. Многоголовая змея, имя которой переводится как «извивающийся зверь» упоминается в Ветхом Завете. Предполагается, что Божье творение было таковым во имя персонификации всех сил зла, и что сам Творец уничтожил Левиафана еще в доисторические времена. Однако есть и другое предание, уже указанное выше: о Левиафане и Бегемоте, чья схватка и смерть еще грядет.
Бегемот и Левиафан — существа, которых чаще величают монстрами, а не демонами, и которые являются доказательством непостижимости Божьих творений.